←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Чрезвычайно важно и то, что участие Республики Беларусь в многосторонней торговой системе послужит дополнительным стимулом для проведения радикальных экономических реформ, отказа от командно-административных методов управления экономикой, позволит стране включиться в процесс выработки новых и (соблюдения существующих международных правовых норм в области внешнеэкономического сотрудничества в целях защиты национальных экономических интересов.
В пользу полноправного участия Беларуси в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений говорит также анализ соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Так, Соглашение по выполнению статьи VI ГАТТ-1994 содержит:
• детализированные правила применения и продолжительности антидемпинговых мер;
• методы определения того, какой товар продается по демпинговым ценам;
• перечень критериев, которые следует принимать во внимание при определении ущерба, нанесенного отечественной промышленности демпинговым импортом;
• описание процедур, которым необходимо следовать при инициировании и проведении антидемпинговых расследований.
Заключение Генерального соглашения по торговле услугами включает эту активно развивающуюся отрасль мировой экономики в сфере многостороннего регулирования. (По оценкам экспертов Секретариата ВТО, торговля услугами составляет в настоящее время почти 1/4 мирового торгового оборота). [4, стр.S-54]
Возможные издержки.
Хотя перечисленные выгоды будут доминировать, необходимо учитывать и издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Речь идет прежде всего об издержках экономического и социального плана, которые проявятся в период адаптации экономики страны к достаточно жестким правилам международного рынка. Надо приготовиться и к расходам, связанным с необходимостью приведения национальной законодательной базы в соответствие с международными нормами, создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.
Участие Республики Беларусь в деятельности ВТО потребует также определенных финансовых затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе ее органов и проведением переговоров.
Участие в многосторонних переговорах в рамках Рабочей группы, а также в переговорах по тарифным уступкам требует от Республики Беларусь тщательной и всесторонней подготовки. Белорусским экспертам важно четко определить те отрасли отечественной промышленности и перечень товаров, которые требуют защиты посредством таможенного тарифа. В первую очередь это должны быть перспективные с точки зрения отечественного экспорта отрасли, становление и развитие которых позволит государству получить стабильный источник валютных поступлений, а также сельское хозяйство. Надо также учитывать то обстоятельство, что партнеры по переговорам будут ждать (и даже требовать) от Беларуси тарифных уступок по конкретным товарам и товарным группам.
Процесс определения оптимального уровня ставок таможенных пошлин на ввозимые в РБ товары является наиболее трудоемким. Чрезвычайно ответственный момент - определение допустимого предела либерализации отечественного рынка, дальше которого идти на уступки недопустимо. Нельзя упускать из виду и интересы партнеров Беларуси по Таможенному союзу.
Еще одна проблема, которую приходится решать в процессе присоединения к ВТО, — обеспечение соответствия национального законодательства в области внешнеэкономической деятельности положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле и других соглашений и договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ/ВТО. Полноправное участие в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений накладывает на страну ряд обязательств, ограничивающих свободу выбора средств регулирования внешнеэкономической деятельности (управление внешнеэкономическим комплексом РБ можно будет осуществлять лишь методами, не противоречащими нормам и принципам ВТО).
В соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, полноправным участником ВТО может стать страна, признающая и соблюдающая все без исключения соглашения и договоренности, действующие в рамках многосторонней торговой системы. В связи с этим на начальной стадии процесса присоединения Беларуси к ВТО началось приведение отечественного законодательства в соответствие с требованиями этой организации. Вносятся изменения в существующее законодательство в области внешнеэкономических связей, разрабатываются и принимаются новые законодательные акты, отвечающие нормам, принципам и правилам многосторонней торговой системы.
Нейтрализация демпинга
В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, вовлечения в нее широкого круга участников остро встает вопрос о так называемой демпинговой торговле. С од-. ной стороны, надо будет тщательно отслеживать и пресекать попытки отечественных производителей поставлять товар на внешний рынок по демпинговым ценам. С другой - потребуется создание эффективного механизма защиты внутреннего рынка от аналогичных попыток зарубежных поставщиков. Это позволит защитить отечественные предприятия от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. В основу механизма защиты надо будет положить признанные в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений количественные критерии определения демпинга.
Для справки: демпинг имеет место, когда:
• его размер превышает 2% от экспортной цены товара;
• объем импорта по демпинговым ценам из определенной страны превышает 3% общего объема импорта в Республику Беларусь аналогичных товаров;
• импорт по демпинговым ценам причиняет серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям аналогичных товаров.
Особо следует подчеркнуть значение использования международной правовой системы ВТО для защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности как “члена-экспортера” и “члена |импортера”. У нее появится возможность защищать себя от “серьезного вреда” своим интересам и от “потери или уменьшения прибылей, если субсидированный экспорт стран -торговых партнеров будет оказывать отрицательное воздействие на экспорт Беларуси. В этом случае республика имеет право обратиться за помощью, что в результате приведет к прекращению субсидий или даст ей право для принятия контрмер. Как “член-импортер” Беларусь сможет обращаться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб отечественной промышленности.
Кроме того, появится возможность использовать институциональный механизм для проведения объективного расследования относительно применения торговым партнером субсидий, их объемов, а также о наличии ущерба, потере или уменьшении прибыли.
Большое значение для Республики Беларусь имеет также получение правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых отдельными экономически более развитыми государствами к белорусским товарам. Полноправное членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола. При этом чрезвычайно важно, чтобы в ходе разрешения конфликтов с помощью используемых в ВТО механизмов и процедур разрешения споров принимались во внимание специфические экономические условия Беларуси.
С другой стороны, после вступления в ВТО Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации и в значительной степени либерализировать внешнеторговый режим.
Введение режима свободной конкуренции товаров и услуг может привести и к ухудшению структуры экспортно-импортных потоков, снижению эффективности экспорта, ухудшению показателя внешнеторгового баланса. [4, стр.S-55]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.
Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за «звездный час» достижения намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.
Беларусь в настоящий момент решает практически ту же задачу, что и Россия. Проблемы, вставшие в связи с этим перед двумя государствами, схожи. Вот почему анализ опыта отношений РФ с этой международной организацией, осмысление некоторых особенностей взаимодействия государственных и негосударственных структур, а также основанный на выводах авторитетных зарубежных и отечественных экспертов прогноз возможных последствий вступления России в ВТО могут быть полезны и для Республики Беларусь.
Полноправное
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|