←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Министерство образования Российской Федерации
Тюменский Государственный Университет
Факультет истории и политических наук
Кафедра новой истории и международных отношений
Реферат на тему:
Исламский фактор в центрально-азиатских государствах СНГ
Выполнил: студент 924 б группы
Лыжин С.А.
Проверила: к.и.н., доцент кафедры новой
истории и международных отношений
Цыганкова С.П..
Тюмень 2004
Содержание
1.Введение 3
2.Исламистские организации в Центральной Азии
2.1 Ислам как политическая сила 4
2.2 Хизб ут-Тахрир 6
2.3 Исламское Движение Узбекистана 9
2.4 Борьба против исламистов 13
3. Заключение 15
4. Список источников 16
1.Введение
В государствах центральной Азии, так уж сложилось исторически, достаточно обширную часть повседневной жизни занимает ислам. Ислам в центрально-азиатских странах СНГ настолько систематичен, что мы можем выделить его как фактор. Этот фактор присутствует практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и в особенности в политике. Так, на фоне центрально-азиатских государств СНГ мы можем говорить о политизации ислама. Сегодня ислам превратился в очень серьезную политическую силу, с которой власти не могут не считаться. В то же время исламские организации всеми путями стремятся добиться власти, начиная с безобидной, казалось бы, агитации и вплоть до крайней меры всех борцов за свои политические убеждения – террора.
Целью данной работы является определение роли исламского фактора в центрально-азиатских республиках СНГ. Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач: во-первых, определить что же представляет из себя исламский фактор; во-вторых, узнать почему центрально-азиатские страны СНГ стали столь плодородной почвой для ислама; в-третьих, рассмотреть деятельность частных исламистских организаций и, наконец, выяснить в рамках каких объединений государства-члены СНГ борются с негативными последствиями деятельности носителей «зеленого знамени ислама».
Объектом данной исследовательской работы является, непосредственно, сам исламский фактор в центрально-азиатских странах СНГ. Предметом же исследования выступают наиболее крупные исламистские организации в указанном регионе, их деятельность и борьба официальной власти против них.
При написании данной работы преимущественно использовались данные источников, расположенных в сети Интернет. В частности официальные сайты исламских организаций (русскоязычные варианты), сайты посвященные СНГ и деятельности стран-участниц СНГ в рамках других организаций, а также данные интернет-изданий (новостные ленты).
2. Исламистские организации в Центральной Азии
2.1 Ислам как политическая сила
Для начала необходимо определить – что же такое исламский фактор. В случае центрально-азиатских республик СНГ исламским фактором выступает исламский экстремизм. В последнее время в средствах массовой информации мы все чаще можем обнаружить публикации, которые сталкивают так называемый «европейский» мир с миром ислама. И в сознании современного человека понятие «ислам» зачастую является синонимом таких понятий как «экстремизм», «терроризм» и прочих, не имеющих с «последней религией» ничего общего.
Анализируя происходящие события, невольно приходишь к мнению, что сама жизнь зачастую насильно толкает мусульман к фундаментализму. Существующая в современной политической науке тенденция смешивать такие понятия, как “исламский фундаментализм” и “исламский экстремизм”, на мой взгляд, не правомочна. Фундаментализм – это явление, присущее не только мусульманской религии, но и другим конфессиям, и представляет собой пример противоречий между достаточно консервативным массовым сознанием и слишком быстрыми изменениями окружающей действительности. Причиной возрастающего влияния исламского фундаментализма в Центральной Азии является кризис в общественном сознании. В исламе многие люди хотят найти альтернативу сегодняшней жизни: народ видит, что советская власть потерпела крушение (ругают и обливаю его грязью все те, кто вчера стояли у руля этой власти), новые же национальные правительства обманули ожидания, демократия народом воспринимается через призму западной попкультуры, вседозволенности для чиновников и богатых, превращение улиц городов в сплошные продуктовые рынки, рынки наркоторговли и проституции. Все попытки политиков создать какую-то “идеологию справедливости” терпят крах, из-за того что те, кто разрабатывают эту идеологию для народа, живут совсем по иным правилам. Постсоветская волна модернизации в Центральной Азии, отторгающая советское прошлое и ориентированная на рынок и западные ценности, к традиционному распределению ролей добавила новые структуры и группы по интересам, способствовала появлению совершенно новых субъектов политической системы, но главное – создала идеологический вакуум, который стал заполняться различными религиозными учениями и, в первую очередь, исламом. Ускоренными темпами стали возводиться мечети, открываться исламские университеты, появляться религиозные праздники и никому доселе не известные партии и течения (“Хизб ут Тахрир”, ваххабиты и т.д.).
Одна из причин политизации ислама в Центральной Азии обусловлена мультиэтнической структурой населения в этих республиках.
После исчезновения идеологии коммунистического интернационализма и соответствующей национальной политики, которые хоть как-то согласовывали интересы отдельных этносов в бывшем СССР, полиэтничные мусульманские общества оказались без этого важного общественного регулятора. В такой ситуации исламская идеология, не разделяющая людей по этнической принадлежности, выступила объединительной и консолидирующей силой в мусульманских республиках Центральной Азии. Таким образом, ислам начал выступать инструментом регулирования отношений между этносами. Хотя ислам пока еще не выполняет в регионе консолидирующую функцию и не является фактором государственного строительства, но его уже пытаются использовать политики и те, кто хотят ими стать (например, руководители Исламского Движения Узбекистана). Анализ процессов, связанных с политизацией ислама на постсоветском пространстве, позволяет выделить три основных сценария развития ситуации: кланово-региональный; властно-оппозиционный; сценарий вовлечения во внешний конфликт.
Кланово-региональный сценарий наиболее применим к Таджикистану. После обретения республикой независимости некоторые региональные элиты были недостаточно интегрированы во власть. В сложившейся ситуации они начали искать поддержки у исламского духовенства, которое являлось серьезной политической силой в стране. Таким образом, исламская пропаганда была использована для продвижения интересов некоторых региональных групп. У исламистов нашлись довольно авторитетные лидеры, которые смогли обеспечить превращение ислама в серьезную политическую силу. Как результат, в обществе возникли острые противоречия, приведшие к внутриэтническим конфликтам и гражданской войне.
Властно-оппозиционный сценарий характерен для Исламского Движения Узбекистана. Характерная черта данного сценария то, что ислам выступает как одна из форм антирежимных настроений. Главная цель ИДУ – свержение установившейся власти в республике. В данной ситуации исламские лозунги были выдвинуты в качестве средства политической борьбы. Однако встретив жесткое давление со стороны официальной власти, ИДУ были вынуждены уйти в подполье и прибегнуть к террору, как форме политической борьбы.
Сценарий "вовлечения" во внешний конфликт в основном присущ тем странам постсоветского пространства, в которых отсутствуют достаточно веские внутренние предпосылки для политизации ислама. Однако в силу непосредственной близости к той или иной "горячей точке" существует реальная опасность использования их территории “закордонными” экстремистами. Сценарий "вовлечения" фактически был осуществлен в Кыргызстане. События 1999, 2000 гг. в Баткенской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана подтвердили закономерность принципа "домино", когда один точечный эпицентр нестабильности в Центральной Азии постепенно начинает экстраполироваться на близлежащие регионы.
Одной из причин столь успешной спекуляции экстремизма является повсеместное нарушение справедливости, которая является одной из важнейших ценностей в исламе. Пользуясь противопоставлением жизненных реалий и религиозных ценностей, исламисты получают возможность выступать от лица поруганных ценностей религии. Таким образом, мы видим механизм политизации ислама – политические устремления исламистов прикрываются требованием соблюдения религиозных норм и ценностей. И если политический экстремизм не получил бы поддержки ввиду своих очевидных целей, то религиозный экстремизм может быть поддержан широкими слоями верующих.
Кроме того ситуация осложняется тем, что системе религиозных ценностей, к которой апеллируют экстремисты, не способна составить конкуренцию система светских
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|