Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международные отношения /

Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.

В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы, выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения.

В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах - "Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном. Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно, поставленное ими на экспорт.

В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству, Министерство энергетики и Госдепартамент.

США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место, а Россия - близкое ко второй сотне).

Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса, разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем распространившегося на другие страны, задели США немного. В России негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки экономических реформ.

В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и направление внешнеэкономической деятельности в интересах государства ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии, Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место во всех странах.

В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа, и определенный процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается.

Социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной экономикой, основывающейся на монетаризме.

В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли было исключительным правом государства и его органов, а также специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.

В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений, специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.

С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках. Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее солидности имели первостепенное значение.

В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их, наказывались соответственно содеянному.

Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.

Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США, которые в период "холодной войны" и до распада СССР ограничивали внешнюю торговлю с Советским Союзом.

Одним из примеров того, что государственная монополия - это не всегда плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях, около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на мировом зерновом рынке.

Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на мировом рынке резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой низкой цене, существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.

В результате СССР по одной этой сделке сэкономил порядка 600 млн. долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная цифра. И все потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали фирмы, с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще была использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики переговоров с руководством из единого центра.

Эта внешнеторговая операция потом тщательно анализировалась американскими компетентными органами. Было много противоречивых публикаций в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась "Большое зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом советской внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании комиссии, созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам, некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не было.

Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств, наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.

На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто задерживаются.

Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые солидные компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди, не компетентные в вопросах внешней торговли.

На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя.

В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.

В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»