Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международные отношения /

Экономический и валютный союз

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе.

Единый внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской интеграции. Без ЕВР европейская интеграция утратила бы всякий смысл. Это итог последовательного восхождения Западной Европы по ступеням интеграции. Он представляет собой физическое и экономическое пространство, внутри которого не существует экономических границ и действуют «четыре свободы». ЕВР – это объективно существующая реальность, в которой живут и действуют все граждане Союза. Это экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.

Свобода движения товаров.

И с экономической, и с социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. С этой точки зрения протекционизм контрпродуктивен. Конкретно открытие национального рынка даёт ряд преимуществ в замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции мощного стимула для улучшения качества товаров, либерализации международной торговли.

Первоначально государства-члены ЕС пытались реализовать эти преимущества путём создания таможенного союза, т. е. отмены таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих стран. Создание таможенного союза оказалось более чем эффективным. Торговля между странами ЕС за период 1930-1990 года увеличилась более чем в 2 раза. Однако в реальной действительности общий рынок формировался более 20 лет. Это объяснялось тем, что несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира.

Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц.

В течение 60-х годов государства-члены ЕС отменили:

• Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект (административные сборы, плата за хранение и проведение контрольных проверок и т. д.), как это и было предусмотрено Римским договором.

• Количественные ограничения (потолок, устанавливаемый импорт в страну определённого вида товаров в течение определённого периода) и меры, имеющие эквивалентный эффект.

• Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Еврокомиссии и решений суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т. д.

«Проект 92» устранил таможенные барьеры. Теперь единственным препятствием на пути движения товаров осталось необходимость заполнения таможенных документов. Но с 1 января 1993 года отменена и эта процедура. После этого не осталось никаких препятствий, которые заставили бы делать остановки на границах между государствами.

Этим же документом были устранены и технические барьеры. Существование различных стандартов было одним из главных препятствий на пути движения товаров и услуг. Для решения этой проблемы был введён знак «СЕ», наличие которого на товарах означало, что они отвечают основным стандартам и могут свободно продвигаться на всей территории ЕС.

Особые сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:

• Уровень и структура косвенного налогообложения;

• Технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом;

• Международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств;

• Административные правила.

Но на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной становилось необходимость далеко идущей «позитивной интеграции».

Непосредственное отношение к первой из четырёх свобод имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика.

Свобода движения услуг.

Услуга, в отличие от товара, не может складироваться и храниться – услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие от товара, с трудом поддаётся пограничному таможенному контролю, и такое стандартное средство регулирования, как тариф является неприемлемым.

Услуга непосредственно связана с личностью производителя, и её судьба на рынке зависит от юридического статуса, социального и экономического положения, культуры и местонахождения лица, оказывающего услугу. Интеграция рынков услуг осложняется ещё и тем, что они много чаще, чем товары, являются предметом регулирования со стороны государства.

Торговля услугами в региональном масштабе затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:

1. Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.

2. Дискриминационным налогообложением.

3. Резервированием определённой части национального рынка за национальным производителем.

4. Субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям.

5. Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги.

6. Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлению услуг.

7. Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

Римский договор предоставил право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения в этой стране.

Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать более или мене однородный рынок товаров и услуг. Тем не менее, осталось ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации.

Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции

1. Либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС.

2. Взаимного признания качества национального контроля.

3. Гармонизации существующих национальных и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категорию попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование или вести свой бизнес.

Данная свобода также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.

Свобода движения капитала.

Регулирование движение капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства, причём в краткосрочном плане его движение часто носит спекулятивный характер. Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической конъюнктуры правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза.

Но к середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала.

В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Движение капитала между странами ЕС должно было стать предметом постепенной либерализации. Были запрещены все ограничения на движение капитала между государствами-членами и третьими странами. Запрещены все ограничения на платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.

Между тем Договор сохранил элементы национального государственного регулирования в сфере движения капиталов.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»