←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
на казнь. К тому же случился и ряд вопиющих жестокостей. Повесили
восемнадцатилетнего мальчика Бэнтли просто потому, что он был замешан в убийстве
полицейского, а сам убийца был по закону слишком молод для казни. Несчастная Рут
Эллис убила неверного и жестокого любовника: во Франции судья освободил бы ее и
наверняка пригласил бы на ужин; а британский судья приговорил ее к смерти, и
Альберт Пирпойнт ее повесил.
Благодаря трагедии Рут Эллис британские убийцы теперь остаются в живых. Но
условия в наших тюрьмах до того ухудшились, что арестанты часто вешаются сами. А
пятно смертной казни еще долго не смоется с нашей совести. Международная
организация "Эмнисти интернэшнл", которая борется против смертной казни, только
что опубликовала материалы, показывающие, до какой степени Англия замешана в
чужих государственных преступлениях. Мы продаем Абу-Даби виселицы; когда вешают
в Южно-Африканской Республике, заказывают веревку из Лондона.; когда на вест-индских островах приговаривают убийц к смерти, приговор утверждают британские министры "Тайного совета".
Другая недавняя публикация обновляет мою веру в гуманность людей. Издательство
"Иэн Фолкнер паблишинг" только что издало книгу "Ад приветствует вас": это
корреспонденция одного английского общества "Лайфлайнз"" (Спасательные тросы).
Члены этого Общества переписываются с американскими смертниками. В Америке ждут
не год, а иногда десятилетие, когда их убьют электрическим током, газом, петлей
или уколом снотворного. Читая эти письма, понимаешь, что все равно - повесят ли
осужденного за десять секунд или за десять минут. Неимоверная жестокость
наполняет бесконечный промежуток между приговором и исполнением. Садист ли палач
или добряк - все равно это ужасно. Только в оперетках Гилберта и Салливена безо
всякого содрогания герои составляют список зануд, которых так хочется казнить.
Семидесятипятилетие журнала "Вог"
"Вот Дези и Лилли, ленивые и глупые, гуляют на набережной и обсуждают, какие
моды были и какие будут". Семьдесят лет назад музыка Уильяма Уолтона и дурацкие
стихи поэтессы Эдит Ситуэлл ошеломили публику и взбесили критиков заискиванием
перед модной передовой публикой. Но композиция "Фасад" стала классикой; Дези и
Лилли еще живы и до сих пор говорят только о модах. Я вдруг вспомнил музыку
Уолтона и стихи Ситуэлл, когда посетил выставку, которая открылась в Королевском
колледже искусств: семьдесят пять лет журналу "Вог"", то есть "Моды"". Там я
увидел фотографию поэтессы Ситуэлл: она лежала как будто в гробу, вся спеленутая
черным саваном. Ее вытаращенные глаза и чудовищный нос (по сравнению с которым
орган Гоголя кажется приплюснутым) внушают и жалость, и смех, и раздражение. У
нее было мало таланта, полное отсутствие красоты, минимум даже человеческого, но
ей удалось увековечить свои слова, свой голос и образ. Чем? Позой перед
фотографом, волшебными силами журнала "Вог", который уже семьдесят пять лет
одевает и раздевает англичанок - красавиц, заурядных и дурнушек, - превращая их
во властительниц мод.
Чем глубже я всматривался в экспонаты, тем больше меня поражало значение
журнала, великих портних и фотографов. Совместными усилиями они не столько
отражали Англию и женщин высшего света, сколько создавали их. И еще изумительнее
физическая гибкость женщин: они умели с каждым поколением подвергаться
радикальным метаморфозам - не бабы, а бабочки. Фотографии из журнала выставлены
в хронологическом порядке. Во время первой мировой воины, когда еще не увяли
роскошные семипудовые Венеры, манекенщицы стояли как статуи, не то что одетые, а
задрапированные в бесконечные ткани, которые тянулись по всему залу. После войны
вдруг появились тощие, подвижные девушки без бюста и без задниц: куда исчезли
плоть и волосы? Исчезли и изящные легавые собаки, женщина двадцатых годов,
взбудораженная кокаином, прыгала в спортивный автомобиль и исчезала. Через
десять лет ее сменяет мускулистая амазонка в мужском костюме: у нее волосы - как
шлем, и она держит мундштук как копье. Потом фотографы будто отучились
фокусировать: среди развалин военного Лондона всплывают сентиментальные и
эротические контуры безвременно овдовевших красавиц. Они ежатся в огромных
шинелях, болтаются на опустелых платформах. Ресницы, огромные, как у верблюда,
зазывают современных Русланов или Тристанов. Но и эти женщины улетели как феи. В
начале пятидесятых годов вернулась жесткость тридцатых, мода как будто слушала
Мандельштама: "Роговую мантию надену, / От горячей крови откажусь, / Обрасту
присосками и в пену Океана завитком вопьюсь".
Тут я испытал настоящую боль. Ведь мое детство исковеркали такие вот женщины в
роговых мантиях, которые всегда указывали и поучали. Как все англичане, которые
стали взрослыми к началу шестидесятых, я все еще благодарю моду за то, что она
смела с лица земли этих серых мегер. Неизвестно откуда появилось новое племя:
длинноногие, как жирафы, с вьющимися волосами до пояса, даже в туманном Альбионе
они как будто не нуждались в одежде. Выражение лица больше не играло роли: в
моде центр женской тяжести сдвинулся к промежности. Именно тогда журнал "Вог"
стали читать и мужчины.
Сегодня мы все изгнанники рая шестидесятых годов. Мода отомстила: появились
манекенщицы с квадратными лицами и страшными когтями, сердитые, как тигрицы в
заточении. Фотографы и дизайнеры тоже мстят, издеваются. Последние современные
экспонаты удручают. Талантливый фотограф лорд Сноуден (его карьере не помешал
тот факт, что он шурин королевы) тщательно вымыл шампунем дородную рыжую свинью
и сфотографировал ее с той же любовью, с какой он раньше снимал ведущих красавиц
лондонских балов. Конец "Вога" похож на конец "Скотного двора" Оруэлла: людей
уже не отличишь от свиней.
Покинув выставку, я долго стоял перед манекенами, которые были одеты в новые
"творения" самых известных дизайнеров. Все до последнего издевались. Вот женщина
одета в твердые диски, отделанные войлоком: швов нет, есть гайки. Следующий
манекен изображает женщину, будто чудом вырвавшуюся из рук Джека-Потрошителя. У
третьего на одной ягодице - принцесса Диана, а на другой - принц Чарльз: при
ходьбе принц и принцесса целуются. Конечно, все эти модные "творения"
одноразовы: всех удивишь за один вечер, а потом выбросишь. Раньше отдавали
платье благодарным горничным, сегодня же любая прислуга откажется от этой чести.
Может быть, "Вог" уже обречен. В университете феминистки требовали изъятия
журнала. Когда я вышел на улицу, то с облегчением увидел, что в Гайд-парке
совершенно нормально одетые "Дези и Лилли" продолжали обсуждать моды, не
соблазняясь чудовищным перегибом "Вога".
"Едоки" опиума
"Фантастическую симфонию" написал не Берлиоз, а Берлиоз плюс что-то, то есть
Берлиоз под влиянием опиума. Иногда меня одолевает сомнение, возможно ли любое
искусство без вдохновляющей жидкости. Есть, конечно, и естественные, и
искусственные стимулы. Американский роман, кто спорит, без виски неосуществим,
Заболоцкий плюс красное "телиани", композитор Глазунов, тонущий в алкоголе,
обогащали русскую культуру. Зато Мандельштама вдохновлял адреналин страха, и
поэзия Цветаевой пропитана бьющими через край гормонами. Даже этот скромный
текст без четырех чашек крепкого кофе остался бы мертворожденным.
Кофе - да, опиум - нет, считают сегодня. Сам я всего раз попробовал опиум.
Невыносима зубная боль, еще невыносимее - гнев зубного врача, когда ему звонят в
воскресенье. Был июль, в саду лепестки опадали с головок мака, как раз подоспел
опиум. Я сорвал головку и съел ее как салат, вместе с белой жидкостью.
Шестнадцать часов я спал мертвым сном и проснулся, удивленный, как Лазарь.
Зубной боли не было, но и вдохновения не было.
Раньше в Англии глотали опиум как аспирин. В тринадцатом веке главным продуктом
Линкольншира был опиум. И мало кто в Европе возмущался, когда принимали опиум
или морфий. Что общего у Шерлока Холмса и Анны Карениной? Оба - морфинисты.
Английских романтических поэтов представляют себе здоровыми, почти спортивными
скитальцами. В действительности их творчество, как музыка Берлиоза, опиралось на
опиум. Самое мечтательное, самое сочное стихотворение на английском языке - это
"В Ксанаду Кубла Хан построил...", которое приснилось Сэмюэлу Колриджу под
влиянием опиума. Стихи вдруг обрываются: к нему постучался "человек из деревни
Порлок", и опиумный сон моментально померк. С тех пор деревня Порлок слывет
p
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|