Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Билеты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


стремления, обычаи группы, взятой коллективно"3. Последним он уделял особое внимание.. Право- особая разновидность духовных социальных фактов, а именно как такой социальный факт, принудительный характер которого особенно очевиден, поскольку он обеспечен принудительной силой государства. Организованный характер санкций является главным признаком права, отличающим его от иных социальных норм (например, от норм морали) и свидетельствующим о том, что право является более сильным состоянием коллективного.Д. ввел новое понятие "аномия" для обозначения состояния ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы уже не действуют, а новые еще не созданы. Это состояние особенно характерно для переходных периодов в развитии общества, когда разрушение старого опережает формирование нового. Одним из внешних проявлений такого состояния аномии является рост числа самоубийств. Этой проблемой Д. занимался очень серьезно, посвятив ей одну из своих книг, где установил зависимость между числом самоубийств и степенью ценностно-нормативной интеграции общества (группы). При этом он выделял три основных типа самоубийств: эгоистическое (когда имеет место слабое воздействие социальных норм на индивида и он остается наедине с самим собой), альтруистическое (поглощение индивида обществом, ради которого он жертвует жизнью) и анемическое (когда социальные нормы практически отсутствуют, т.е. в обществе наблюдается ценностно-нормативный вакуум)'.Особый интерес с точки зрения социологии права представляет трактовка Д проблемы соотношения нормального и патологического в социальной жизни. Он считал, что "преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно". В качестве примера он приводит некий идеальный монастырь, обитателям которого неизвестны преступления в собственном смысле. Однако проступки, кажущиеся извинительными в обычном обществе, вызовут там то же негодование, какое у обыкновенных людей вызывает преступление. Говоря о полезной роли преступлений в эволюции, он ссылается на весьма нетипичный случай осуждения Сократа. С точки зрения афинских законов Сократ, замечает он, был преступником, но его преступление было полезным не только для человечества, но и для его родины.Таким образом, преступность, согласно Дюркгейму, — не патология, не социальная болезнь и зло, а социально необходимое, полезное явление, "фактор общественного здоровья", составная часть всякого здорового общества4. Это весьма спорное суждение.

. Тард (1843—1904) — фр юрист и соц. Его осн.пр.— "Законы подражания", "Трансформация права", "Соц. логика", "Общественное мнение и толпа".Псих. подход к пониманию соц. процессов и явлений начал складываться в социологии к концу XIX в. под влиянием достижений психолог. науки и прежде всего эксперимент-й психологии. И хотя он не выходил за теоретико-методоло-е рамки позитивизма, сторонникам данного подхода удалось заметно раздвинуть границы прежнего соц. видения мира, осн. на физи. и биол. детерминизме (и объяснявшего общество посредством аналогий с явлениями физ.го и биол. порядка).Для псих.о напр-я в соц. характерен интерес к мотивам и псих. Мех-му поведения людей. При этом речь идет о коллект. или соц. психологии как продукте дух. взаимодействия между людьми. Соц.-псих. подход к изучению общ. делал акцент на том, что эволюция общ. "происходит под влиянием интеллект., эмоц. и волевых возд-й одних людей на других, а не путем спонтанного, фаталистического развития'". Подобный фаталистический подход был характерен для сторонников физико-биол. детерминизма.Т.считал разрабатываемую им соц. (коллективную) псих-ю фундаментом соц. как науки об обществе. Ист-м общ. развития он считал изобретения, под к-ми имелись в виду всевозможные открытия и усовершенствования как в техн. сфере, так и в области соц. жизни (новые идеи, ценности, институты и т.д.). Распространение и реализация этих изобретений осущ-ся, согласно Т., через соц-псих механизм подражания (в форме обычая, моды и т.д.). Соц. прогресс осущ-ся, т.о., за счет того, что отд. выдающиеся индивиды создают и реализуют в жизни что-то новое, а ост. члены общ.а, массы, подражая им, воспринимают, распространяют и закрепляют это новое. Все социальное, считал Т., имеет своей причиной подражание. Соц.конфликты он объяснял оппозицией (столкновением) векторов (направлений) такого подражания. Именно механизм подражания, согласно Т., лежит в основе социализации, т.е. усвоения индивидом норм и ценностей общества.С этих соц.-псих позиций Т. рассматривал и вопросы права, исследованию к-го он как юрист и соц. уделял большое внимание. По своей юр. профессии Т работал судьей, а затем руководил службой уг. статистики в Мин. юстиции Фр..В духе сформ-ых им соц.-псих. З. подражания Т.утверждал, что право — это "не более как один из видов склонности человека к подражанию". Это понимание права лежит в основе его юр.-соц ис-ий проблем трансформации (эволюции) права, криминологии и уг. статистики, законод-й д-ти и суд. практики, формирования обычая и т.д.В плане социологии права, как и общей соц., важное значение имели исследования Т в области психологии толпы и общ. мнения. Толпе как беспорядочному скоплению людей присущи общее эмоц. состояние и соотв-щие формы поведения. Психология толпы подавляет челов. Индив-сть, психологию и интеллект индивида. Поведение человека в толпе хар-ся повышенной внушаемостью и подражательностью. Чем многочисленней толпа, отмечал Т, тем ниже ее инт. уровень и выше ее эмоц. Возд-е на индивида. В отличие от толпы публика, согласно Т, — это особое инт-соц образование (общность людей), обладающее общим самосознанием. В формировании этого общего самосознания публики существенную роль играют средства коммуникации и массовой информации. Общ.мнение, трактуется в соц-псих концепции Т как форма выражения общего самосознания публики..

М. Вебер (1864—1920) — нем/с.,. Его осн.работы — "Протестантская этика и дух капитализма", "О категориях понимающей социологии", "Хозяйство и общество". Гл. сод-е социологии и соц. философии В. — концепция прогрессирующей рациональности как определяющего вектора исторического развития. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации всех сфер жизни западного общества. Это выражается в формировании и развитии рацион. Эк-ки (эк-ка капитал. способа производства), рацион.религии (протестантизм), рацион. управления (рациональная бюрократия) и т.д. Рационализацию В. рассматривал как преодоление (модернизацию) традиционных, патриарх. форм жизни. Он говорил о прогрессирующей рациональности как о неизбежной судьбе Запада.Особое внимание в своих соц. Исслед. В. уделял выявлению факторов, способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и причин отсутствия данного типа культуры в других частях света. Анализируя эту тему в работе "Протестантская этика и дух капитализма", он обратил внимание на роль религии в зарождении и развитии капитализма То значение, которое Вебер придавал роли религии, видя в ней, по сути дела, осн.овной движущий фактор общественного развития, говорит о монистическом характере его подхода к исследованию закономерностей развития общества.. Наиболее ярко свои антипозитивистские взгляды он изложил в концепции понимающей социологии и теории социального действия.Пон.соц. в трактовке В. отрицает познавательную ценность характерных для соц. натурализма прямых аналогий между природой и обществом. Она исходит из того, что человек познает общество не как внешний наблюдатель (естествоиспытатель), а через познание и понимание самого себя. Только познавая и понимая самого себя, человек- может понять тот смысл, который вкладывают в свое поведение др. люди, познать соц. реальность.Идеи понимающей социологии были сформулированы еще до В., однако именно В. ввел в научный оборот термин "понимающая социология". Пон. Соц. у В. тесно связана с его концепцией теории соц. действия. Пон.с. изучает поведение индивидов, вкладывающих в свои действия опред. смысл, выявляет и понимает этот смысл. Такое действие индивида, в котором заложен определенный смысл, доступный пониманию других людей, В. соц. действием. При этом социальным он считал действие, смысл к-го соотносится с поведением Др. людей, т.е. действие, учитывающее поведение др. людей, их возможную реакцию и в этом смысле поддающееся их пониманию.С позиций социологии права особый интерес представляет веберовская классификация типов человеческого Действия, в рамках которой он выделяет:— целерациональное действие (ему присущи ясность Цели, рационально соотнесенной с осмысленными адекват ными ей средствами и с возможными последствиями данного действия);— ценностно-рациональное действие (действие, основанное на вере в безусловную ценность самого действия как такового, когда человек видит в этом действии свой Долг);— аффективное действие (действие, основанное на эмоциональном состоянии);— традиционное действие (обычное, повседневное поведение ).

Е. Эрлих (1862—1922) — австр. юрист. Его монография "Основы социологии права", изданная в 1913 г., обозначила важную веху — появление социологии права как отдельной дисциплины. Гл. мысль этой работы выражена в предисловии к ней в следующем программном положении: "В наше время, как и во все времена, центр тяжести развития права не в законодательстве, не в науке права, не -в судебной практике, а в самом обществе"'. Наряду с разработкой теоретико-методологических проблем социологии права он одним из первых среди юристов стал проводить исследования (в том числе и опросы населения, изучение роли суда, судебной практики и т.д.), близкие к тем, которые сейчас называются конкретно-социологическими.Опросы населения Буковины (Австро-Венгрия) дали ему основание утверждать,, что там реально действовало примерно лишь около трети статей Австрийского гражданского уложения. Реально действующее право-он называл "живым правом". Именно "живое право", согласно Эрлиху, и составляет предмет социологии права. "."Живое право"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»