Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Билеты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


обработкой материалов, изучение уголовной статистики и т.п.' Важное значение для координации и развития криминологических исследований имело создание в 1925 г. в .Москве Государственного института по изучению преступника и причин преступности. Социологическими исследованиями уровня и причин преступности занимались и другие юридические научные центры. В 1927 г. по материалам, собранным Отделом моральной статистики, была издана книга "Самоубийства в СССР в 1922—1925 гг.", в которой сравнивались показатели по СССР с данными ряда европейских государств, проводился сравнительный анализ данных по различным городам страны, анализ самоубийств по социально-демографическому составу лиц, совершивших самоубийство, мотивам и способам самоубийств и т.д. По мнению специалистов, столь обширные сведения о самоубийствах не публикуются в России до сих пор.В 20-е годы проводились исследования и проблем нар-^мании. В этой области работали М. Н. Гернет (им, в частости, были опубликованы такие работы, как "Нарко-тизм, преступность и уголовный закон", "Сто детей-наркоманов" и др.), А. Раппопорт, Н. К. Топорков и другие ученые.Что касается исследований проблем пьянства и алкоголизма, то их лейтмотивом по-прежнему являлся вопрос об эффективности антиалкогольных запретов. В 1924 г. в Москве была создана Научно-исследовательская комиссия по изучению факторов и быта проституции, силами которой был осуществлен ряд исследований, включающих и опросы проституток. Аналогичные исследования проводились и в других городах страны.В первые годы советской власти (20-е — начало 30-х годов) социологический подход применялся и к изучению целого ряда иных юридически значимых проблем. В частности, метод анкетного опроса использовался для изучения так называемого земельного вопроса, проблем семьи и брака, родовых и национальных отношений, быта рабочих и т.д.Однако с 30-х годов (после отказа от новой экономической политики) в стране начался процесс утверждения тотального господства большевистской идеологии и резко усилились гонения на все неидеологизированные исследования в сфере обществоведения. Социология, направленная на изучение фактов и реалий социалистической действительности, была для властей не только ненужной, но и опасной. Социология могла устраивать большевистскую идеологию только в виде урезанного изложения догматизированного исторического материализма.После XX съезда КПСС (1956 г.) и критики "культа личности Сталина" диктат идеологии несколько ослаб и научная мысль заметно оживилась. В этих условиях начали возрождаться и эмпирические социологические исследования правовых явлений.. В 70-е годы в рамках советской общей теории права стали выделять три составные части — специально-юридическую теорию, философию права и социологию праваАнализируя итоги проходившей в 70—80-е годы дискуссии о понятии права и характеризуя одно из направлений тогдашнего правопонимания как социологическое, они писали: "Право, рассматриваемое не как застывшая совокупность норм, а как деятельность физических и юридических лиц... применяющих и исполняющих правовые предписания, представляет собой предмет социологического изучения... На этой основе возникло и правопонимание, ориентированное на право в действии"'..Теперь уже ни для кого не секрет, что реальными рычагами управления, на которых все эти годы в значительной степени держалась административно-командная система регуляции общественных отношений в нашем обществе (и, прежде всего в сфере экономики), были неправовые по своей природе директивы партийных органов, приказные установления исполнительно-распорядительной власти и т.пВ целом в рамках советской социологии права четко сформировались три основных направления 'исследований. Первое направление — это изучение социальной обусловленности законодательства, которое осуществлялось главным образом в рамках историко-материалисти-ческой доктрины и практически было оторвано от частных социологических теорий и эмпирического уровня исследо'" ваний. Второе направление, достаточно развитое как я3 теоретическом, так и на эмпирическом уровне, составлял исследования эффективности действия законодательства и правоприменительной деятельности. Третье направление — это комплекс исследований различного профиля, посвященных изучению "социального механизма действия права".Юристы долгое время не могли определить место такого рода исследований в системе уже сложившихся дисциплин. Эти исследования, вторгавшиеся почти во все сферы правовой жизни, не могли быть отнесены ни к отраслевому правоведению, ни к теории права

ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ , Формой организации отношений общества и одним из основных элементов социальной структуры являются социальные институтыПраву, рассматриваемому как социальный институт, свойственны все общие черты социальных институтов. Социальный институт права — это вид социального института', Рассмотрим особенности социального института права1- Право есть важнейший фактор социального порядка _ Оно предназначено обеспечить общую социальную стабильность, безопасность посредством регулирующей силы законов и их исполнения; обезопасить граждан, общество от различных проявлений агрессии, насилия, последствий деструктивных конфликтов; гарантировать упорядоченность, предсказуемость в социальных отношениях, сделать их как бы "общефоновыми" общественными условиями. 2. Право относится к интегративным институтам. Нормы права, законодательство воздействуют на все важнейшие стороны жизни людей, деятельность организаций, учреждений, органов государства. Поэтому право в институциональном плане выступает одним из скрепляющих каркасов, интегрирующих общество.3. Право является нормативным образованием, т. е. определяет пределы допустимого в поведении людей, правовые рамки деятельности организаций, облекает в правовые формы государство; и таким способом участвует в формировании структуры общества и регулировании социальных отношений.4. Право, рассматриваемое в институциональном разрезе, объектировано в законодательстве. Эффективность его в этом отношении связана'с государством и опирается на силу. При институциональном подходе к пониманию права важно не только представление о том, в силу каких обстоятельств (альтруизма, лицемерия, боязни наказания) исполняют люди правовые нормы, но и то, что они следуют праву, так как общество потребовало этого от них. Поэтому если человек отказывается исполнять правовые предписания, то общество принуждает его к этому, а при необходимости применяет насилие, придерживаясь принципа: "Сила должна оставаться за законом".5. Право — часть действующего в обществе социального контроля, который можно определить как "способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования"1. Круги социального контроля начинаются с первичных малых групп — семьи, друзей; в более широких группах действует контроль профессиональной группы, членов клуба, общественных организаций; наконец, существует социальный контроль внешнего круга; мораль, обычаи, нравы, религия, и юридико-поли-тический контроль2.6. Право взаимосвязано с политическими институтами общества, а потому является инструментом политики. Содержание права и его применение связано в большей или меньшей мере с общественным и политическим консенсусом в обществе, властвующей элите.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, связанное, с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Такая трактовка общественного мнения (с теми или иными вариациями) в настоящее время является общепризнанной в отечественной социологической литературе... В средние века принадлежность человека.к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых частных лиц, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) — необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как особого института гражданского общества В сложившейся ситуации состояние российского общественного мнения можно охарактеризовать следующим образом: общественное мнение в России существует, однако в силу своей неразвитости оно не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на общественную и политическую жизнь страны, а поэтому оно не может еще рассматриваться в качестве сформировавшегося института гражданского общества. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения и перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству.Немалую роль в формировании общественного мнения как полноценного института гражданского общества может и должно сыграть право. Процесс становления российского общественного мнения в качестве самостоятельного социального института нуждается в адекватном правовом оформлении. Ведь в современном правовом государстве все основные институты гражданского общества подлежат правовой регламентации. К настоящему времени в России сложилось уже достаточно развитое правовое регулирование процессов формирования и функционирования общественного мнения. Оно осуществляется посреДством соответствующих норм Конституции Российской федерации и федеральных законов, направленных на обеспечение конституционно-правовых гарантий свободы мысли и слова, свободы совести, свободы получения, производства и распространения информации, права проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования, права направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и т.д., а также ряда норм избирательного законодательства, посвященных правовой регламентации опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами.. Общество

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»