Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Билеты по социологии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения

укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях

индивида это не сказывается.

3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами

группы.

4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива,

т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.

5. Отношение с членами других конкурирующих или

сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов

индивида.

6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов

всей группы, к которой принадлежит индивид.

7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед

представителями других конкурирующих групп.

(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).

24. Социология малых групп. Социометрическая процедура.

Социометрия (товарищ, измерять)

Метод - Д. Морено

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

Этапы процедуры.

1. Определение целей измерения

2. 2 типа процедуры

- непараметрическая

- параметрическая

3. составление анкеты, используя 2 вида социологических критериев

- коммуникативный

- гноистический

4. заполнение анкеты

5. заполнение социометрической матрицы

25. Социальная сущность личности.

Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.

Индивид - один из группы.

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

26. Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения;

- цели человека;

- ценностные ориентации;

- иные установки человека;

- интересы личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

3. особенности психический процессов.

- чувства;

- восприятие;

- мышление;

- память;

- воля.

Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.

4. биологические свойства.

- строение тела;

- патологические свойства в строении тела;

- темперамент (тип нервной системы);

- половые и возрастные свойства.

27. Социологические подходы и концепции личности.

В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.

Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.

28. Сущность и этапы социализации личности.

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация - это не однонаправленный процесс.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

29. Мотивация поведения личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические>Безопасность>Социальные потребности> Эгоистические>Самореализация

Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

30. Основные микро социологические подходы изучения личности.

Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.

Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг по пути к реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения ограничений.

Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.

31. Методы социологического исследования.

Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами.

Методы выборочного исследования.

Историко-социологическое исследование.

Анализ документов.

Эксперимент.

Скрытое наблюдение.

Включенное наблюдение.

Полевые исследования.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»