Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Глобальная социология: актуальные проблемы всемирного развития

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Контрольная работа

по дисциплине: "Социология"

на тему : "Глобальная социология:

актуальные проблемы всемирного развития"

г.Ростов-на-Дону

1999 г.

Содержание

1.Основные тенденции современного мирового развития. . . . 3-8

2.Единство мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9-16

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . .17

1.Основные тенденции современного мирового развития.

Одной из важнейших проблем социологии является проблема со-

циальных изменений ,их механизмы и направленность.Понятие "со-

циальные изменения" носит самый общий характер.Социальное измене-

ние - это переход социальных систем,общностей,институтов и орга-

низаций из одного состояния в другое.Понятие "социальное измене-

ние" конкретизируется понятием развития.Развитие-это необрати-

мое,направленное изменение материальных и идеальных объектов.Раз-

витие предполагает переход от простого к сложному,от низшего к

высшему и т.д.Социологи выделяют различные типы механизмов со-

циальных изменений и развития:эволюционный и революционный,прог-

рессивный и регрессивный,имитационный и инновационный и т.д.

Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматривают-

ся как противоположные типы изменения материальных и идеальных

объектов.Эволюционные процессы трактуются как постепенные,медлен-

ные,плавные,количественные преобразования объектов.Революционные

же-как относительно быстрые,коренные,качественные изменения.Абсо-

лютизация того или иного типа изменения социальных объектов поро-

дила два методологически различных течения в социологии:со-

циальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобально-

го осмысления исторического процесса,как части общего,бесконечно

разнообразного и активного процесса эвоции Космоса,планетной сис-

темы,Земли,культуры.Наиболее ярко социальный эволюционизм пред-

ставлен в системе английского социолога Г.Спенсера.Он разработал

наиболее полную схему эволюционного процесса,которая включает в

себя несколько принципиальных моментов.Ядро этой схемы состав-

ляет дифференциация,которая неизбежна,поскольку всякие конечные

однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их от-

дельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних

сил на их различные элементы.По мере возрастания сложности и раз-

нородности в системах ускоряется темп дифференциации,так как каж-

дая дифференцированая часть является не только результатом диффе-

ренциации,но и дальнейшим источником ее.Дифференциация,по Спенсе-

ру предполагает специализацию,разделение функций между частями и

отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.Эволюционные

изменения происходят в направлении повышения гармонизации струк-

турного и функционального соответствия всех составляющих цело-

го.Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интегра-

цией.Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом

случае оказывается состояние динамического равновесия,обладающе-

го инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым усло-

виям.Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее

организации.Однако,накопление несоответствий и дисгармоний в хо-

де эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.

Социальная эволюция,по мнению Спенсера,составляет часть уни-

версальной эволюции.Она состоит в усложнении форм общественной

жизни,их дифференциации и интеграции на новом уровне

организации.В социологии Г.Спенсера реализована основная идея со-

циального эволюционизма XIX в.- идея существования исторических

стадий человеческого общества,развивающихся от простого к диффе-

ренцированному,от традиционного к рациональному,от непросвещенно-

го к просвещенному,от общества с ручной технологией к обществу с

машинной технологией,использующего искусственно созданную си-

лу,от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма

внес французский социолог Э.Дюркгейм.Именно Э.Дюркгейм впервые

развернуто обосновал положение,что разделение труда является при-

чиной и следствием растущего усложнения общества.Э.Дюркгейм про-

тивопоставил два типа общества.На одном полюсе социальной эволю-

ции находятся простые общества с развитым разделением труда и

сегментарной структурой,состоящие из однородных и подобных между

собой сегментов,на другом- высокосложные общества,представляющие

собой систему различных органов,из которых каждый имеет свою спе-

циальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход от одного общества к другому происходит длительным

эволюциоонным путем,основные пункты которого выглядят следующим

образом:

1)в сегментарном обществе растет население;

2)это увеличивает "моральную плотность",многократно умножает об-

щественные отношения,в которые включен каждый человек,и,следова-

тельно,усиливается конкуренция;

3)отсюда возникает угроза сплоченности общества;

4)разделение труда призвано устранить эту угрозу,так как оно

сопровождается дифференциацией(функциональной,групповой,ранговой

и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов

и групп.

В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий,поста-

вивших перед собой цель отразить поступательное развитие общес-

тва на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.Пер-

вую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог

Ф.Теннис(1855-1936 гг.) в своей знаменитой книге "Община и общес-

тво".Ф.Теннис использует немецкие термины "гемейншафт"и "ге-

зельшафт" ,чтобы провести разграничение между традиционным и сов-

ременным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимос-

вязи.Понятие "Гемейншафт" применяется к крестьянской деревенской

общине,а понятие "Гезельшафт" - к индустриальному городскому об-

ществу.Основные различия между ними состоят в следующем:

1)Гемейншафт предполагает,что люди живут в соответствии с общин-

ным принципом и мирскими ценностями,а общество типа "гезельшафт"

основано на стремлении к личной выгоде;

2)Гемейншафт придает основное значение обычаям,в то время как

Гезельшафт основано на формальных законах;

3)Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализа-

цию,в то время,как в Гезельшафт проявляются специализированные

профессиональные роли;

4)Гемейншафт опирается на религиозные,Гезельшафт - на светские

ценности;

5)в основе Гемейншафт лежит семья и община,в основе Гезельшафт -

крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставле-

ния традиционного и современного общества сформировалась теория

индустриального общества.Она была сформулирована в двух вариан-

тах французским социологом Р.Ароном в лекциях,прочитанных в Сор-

бонне в 1956-1959 гг.,и американским экономистом и политологом

У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста"(1960 г.).Теория

"индустриального общества" описывает поступательное развитие об-

щества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общес-

тва,в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная ие-

рархия к передовому,промышленно развитому,"индустриальному"общес-

тву.Для индустриального общества характерны:

1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в це-

лом,при сильной его специализации в конкретных сферах производ-

ства и управления;

2)массовое производство товаров на широкий рынок;

3)механизация и автоматизация производства и управления;

4)научно-техническая революция.

Следствием этих процессов является высокая развитость средств

транспорта и коммуникаций ,высокая степень мобильности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»