←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Контрольная работа
по дисциплине: "Социология"
на тему : "Глобальная социология:
актуальные проблемы всемирного развития"
г.Ростов-на-Дону
1999 г.
Содержание
1.Основные тенденции современного мирового развития. . . . 3-8
2.Единство мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9-16
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . .17
1.Основные тенденции современного мирового развития.
Одной из важнейших проблем социологии является проблема со-
циальных изменений ,их механизмы и направленность.Понятие "со-
циальные изменения" носит самый общий характер.Социальное измене-
ние - это переход социальных систем,общностей,институтов и орга-
низаций из одного состояния в другое.Понятие "социальное измене-
ние" конкретизируется понятием развития.Развитие-это необрати-
мое,направленное изменение материальных и идеальных объектов.Раз-
витие предполагает переход от простого к сложному,от низшего к
высшему и т.д.Социологи выделяют различные типы механизмов со-
циальных изменений и развития:эволюционный и революционный,прог-
рессивный и регрессивный,имитационный и инновационный и т.д.
Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматривают-
ся как противоположные типы изменения материальных и идеальных
объектов.Эволюционные процессы трактуются как постепенные,медлен-
ные,плавные,количественные преобразования объектов.Революционные
же-как относительно быстрые,коренные,качественные изменения.Абсо-
лютизация того или иного типа изменения социальных объектов поро-
дила два методологически различных течения в социологии:со-
циальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобально-
го осмысления исторического процесса,как части общего,бесконечно
разнообразного и активного процесса эвоции Космоса,планетной сис-
темы,Земли,культуры.Наиболее ярко социальный эволюционизм пред-
ставлен в системе английского социолога Г.Спенсера.Он разработал
наиболее полную схему эволюционного процесса,которая включает в
себя несколько принципиальных моментов.Ядро этой схемы состав-
ляет дифференциация,которая неизбежна,поскольку всякие конечные
однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их от-
дельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних
сил на их различные элементы.По мере возрастания сложности и раз-
нородности в системах ускоряется темп дифференциации,так как каж-
дая дифференцированая часть является не только результатом диффе-
ренциации,но и дальнейшим источником ее.Дифференциация,по Спенсе-
ру предполагает специализацию,разделение функций между частями и
отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.Эволюционные
изменения происходят в направлении повышения гармонизации струк-
турного и функционального соответствия всех составляющих цело-
го.Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интегра-
цией.Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом
случае оказывается состояние динамического равновесия,обладающе-
го инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым усло-
виям.Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее
организации.Однако,накопление несоответствий и дисгармоний в хо-
де эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.
Социальная эволюция,по мнению Спенсера,составляет часть уни-
версальной эволюции.Она состоит в усложнении форм общественной
жизни,их дифференциации и интеграции на новом уровне
организации.В социологии Г.Спенсера реализована основная идея со-
циального эволюционизма XIX в.- идея существования исторических
стадий человеческого общества,развивающихся от простого к диффе-
ренцированному,от традиционного к рациональному,от непросвещенно-
го к просвещенному,от общества с ручной технологией к обществу с
машинной технологией,использующего искусственно созданную си-
лу,от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.
Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма
внес французский социолог Э.Дюркгейм.Именно Э.Дюркгейм впервые
развернуто обосновал положение,что разделение труда является при-
чиной и следствием растущего усложнения общества.Э.Дюркгейм про-
тивопоставил два типа общества.На одном полюсе социальной эволю-
ции находятся простые общества с развитым разделением труда и
сегментарной структурой,состоящие из однородных и подобных между
собой сегментов,на другом- высокосложные общества,представляющие
собой систему различных органов,из которых каждый имеет свою спе-
циальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.
Переход от одного общества к другому происходит длительным
эволюциоонным путем,основные пункты которого выглядят следующим
образом:
1)в сегментарном обществе растет население;
2)это увеличивает "моральную плотность",многократно умножает об-
щественные отношения,в которые включен каждый человек,и,следова-
тельно,усиливается конкуренция;
3)отсюда возникает угроза сплоченности общества;
4)разделение труда призвано устранить эту угрозу,так как оно
сопровождается дифференциацией(функциональной,групповой,ранговой
и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов
и групп.
В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий,поста-
вивших перед собой цель отразить поступательное развитие общес-
тва на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.Пер-
вую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог
Ф.Теннис(1855-1936 гг.) в своей знаменитой книге "Община и общес-
тво".Ф.Теннис использует немецкие термины "гемейншафт"и "ге-
зельшафт" ,чтобы провести разграничение между традиционным и сов-
ременным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимос-
вязи.Понятие "Гемейншафт" применяется к крестьянской деревенской
общине,а понятие "Гезельшафт" - к индустриальному городскому об-
ществу.Основные различия между ними состоят в следующем:
1)Гемейншафт предполагает,что люди живут в соответствии с общин-
ным принципом и мирскими ценностями,а общество типа "гезельшафт"
основано на стремлении к личной выгоде;
2)Гемейншафт придает основное значение обычаям,в то время как
Гезельшафт основано на формальных законах;
3)Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализа-
цию,в то время,как в Гезельшафт проявляются специализированные
профессиональные роли;
4)Гемейншафт опирается на религиозные,Гезельшафт - на светские
ценности;
5)в основе Гемейншафт лежит семья и община,в основе Гезельшафт -
крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
В русле социального эволюционизма на основе противопоставле-
ния традиционного и современного общества сформировалась теория
индустриального общества.Она была сформулирована в двух вариан-
тах французским социологом Р.Ароном в лекциях,прочитанных в Сор-
бонне в 1956-1959 гг.,и американским экономистом и политологом
У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста"(1960 г.).Теория
"индустриального общества" описывает поступательное развитие об-
щества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общес-
тва,в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная ие-
рархия к передовому,промышленно развитому,"индустриальному"общес-
тву.Для индустриального общества характерны:
1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в це-
лом,при сильной его специализации в конкретных сферах производ-
ства и управления;
2)массовое производство товаров на широкий рынок;
3)механизация и автоматизация производства и управления;
4)научно-техническая революция.
Следствием этих процессов является высокая развитость средств
транспорта и коммуникаций ,высокая степень мобильности
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|