Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Девиантное поведение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

НЕМНОГО ИСТОРИИ 2

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» 3

ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ 5

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 6

ПРЕСТУПНОСТЬ. 6

АЛКОГОЛИЗМ. 7

НАРКОМАНИЯ. 9

СУИЦИД. 10

ПРОСТИТУЦИЯ. 12

ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. 13

АДДИКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ. 14

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. 15

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: БЛАГО ИЛИ ЗЛО? 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приоб-рело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр вни-мания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранитель-ных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирую-щем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет историче-ски сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традици-ях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [5].

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нор-мы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи выска-зывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало добле-стным?» [6]. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по зако-ну, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно выска-зывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [7].

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные фор-мы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определя-лись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интере-сами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматри-вали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т.п.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) со-циологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 ис-следовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У исто-ков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось пре-имущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суи-цидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Ги-линский. В развитии и институализации социологии девиантного поведения боль-шая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.

Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиа-ций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркоти-зация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос (не все-гда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные ис-следования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более, что социальная патология – чуткий барометр общественной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные фе-номены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).

Предметом подобных теорий могут социальные явления и институты в опре-деленной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквоз-ные», присущие различным сферам.

Функционально частные социологические теории служат методологией по-знания отдельных социологических процессов, общностей, институтов и методоло-гической основой эмпирических исследований.

Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специ-фика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Однако прежде чем сформулировать суть девиантного поведения, сделаем не-большое «метафизическое» отступление.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиа-ции (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей фор-мой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина – «порядок через флуктуации»).

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с чело-веческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельно-стью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном сче-те также путем девиантного поведения.

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) по-ступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психо-логии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и соци-альной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относитель-но.

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».

В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и из-менения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пре-делы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается со-хранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изме-нения системы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обще-стве предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) пове-дения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отли-чии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в соз-нании и поступках людей объективных закономерностей функционирования обще-ства. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоре-чие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные зна-чения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повыше-ния уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или ре-акционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техниче-ское,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»