Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Диагностические условия повышения адаптивности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ РАЗВИТИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

13.00.01 - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Челябинск - 1997г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Отношение к ребенку (детству) в российское рфцестве характеризуется темучтр,в общественном сознании формируются иные представления об уважении его личности, его достоинства; о необходимости принятия его интересов, запросов, о создании условий для самоуважения и развития, как непременных основ реализации гуманистического подхода в образовании.

Этот подход заложен в основных принципах государственной политики в области образования, которые отражены в Законе РФ "Об образовании" (статья 2 п.З).

Выявление уровня развития и особенностей личности -задача диагностики. Диагностика для учителя - это один из наиболее эффективных способов получения объективных знаний об индивидуальных особенностях учащихся, позволяющих оптимально решить задачи воспитания и обучения.

Компаративные международные исследования свидетельствуют о росте количества детей с различными видами отклонений (особенностей) в развитии, что вызывает объективную необходимость широкого использования диагностики особенно на этапе начального образования для обеспечения его адаптивности.

Однако, в настоящее время существует противоречие, которое проявляется в неадекватности диагностических возможностей объективному состоянию психофизического развития учащихся, а также в отсутствии механизма адаптивности образования к разнообразным проявлениям детского развития.

Анализ данного противоречия показывает, что оно складывается из следующих более частных:

• результат диагностики не всегда соответствует истинному состоянию психофизического развития учащихся или сознательно задается существующей системой образования;

• обеспечение адаптивности образовательного процесса происходит вопреки реально существующим уровням развития детей;

• организация диагностического воздействия не позволяет объективно оценить особенности развития учащихся.

Вышеназванные противоречия определили необходимость нашего научного исследования в части установления взаимных связей и взаимных зависимостей между диагностикой психофизического развития учащихся и созданием адаптивных условий для их образования.

Этиологией разных расстройств занимались еще в глубокой древности. Гиппократ, Аристотель рассматривали причины речевых расстройств. В трудах философов древности (Платон, Гиппократ, Пифагор) делаются попытки раскрыть причины и наметить пути профилактики слабоумия.

Дальнейшие исследования по проблеме диагностики мы находим в трудах ученых, представляющих различные области научного знания: врачей, психологов, педагогов (Э.Сеген, Дж.М. Кеттел, А.Бине, И.М.Сеченов, Г.И.Россолимо и др.).

Исследования, направленные на изучение нормы и отклонений в развитии детей, проводились и в России такими выдающимися учеными как Л.С.Выготекий, К.Д.Ушинский, В.П.Кащенко, А.РЛурия, П.ФЛесгафт, А.ФЛазурский, С.Т.Шацкий, В.П.Мясищев, А.НЛеонтьев, Б.Г.Ананьев и др.

Большинство современных исследований, посвященных проблеме диагностики, рассматривают ее с точки зрения улучшения качества диагностических методик, интерпретации зарубежных тестов, разработке нового эффективного диагностического инструментария:

• метод использования рисунка в дифференциальной диагностике (А.П.Мухина);

• адаптированный вариант методики Д.Векслера по изучению уровня интеллектуального развития (И.Панасюк);

• отбор умственно отсталых детей в специальные образовательные учреждения (С.Д.Забрамная) и др.

Теоретические разработки в этих направлениях несомненно важны, но исследование по междисциплинарной организации диагностического воздействия на уровневой основе, на наш взгляд, может явиться одним из вариантов, обеспечивающим адаптивность образовательной системы.

Необходимость междисциплинарного подхода в исследовании особенностей развития личности подчеркивается в современной и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес и др).

В рамках настоящего исследования целесообразно остановиться на характеристике диагностического процесса, развернутого в образовательном пространстве. Во-первых, свободный доступ к диагностическим методикам всех участников образовательного процесса приводит к непрофессиональной интерпретации результатов.

Во-вторых, нескоординированность в учете диагностических показателей у разных специалистов ведет к недооценке важных данных или многократному изучению одного и того же процесса.

В-третьих, отсутствие ранжированности в использовании тестов в разных диагностических структурах системы образования (консультации, консилиумы) увеличивает время нахождения ребенка в диагностическом пространстве, что отрывает его от учебного процесса, создает стрессовую ситуацию.

Пассивная роль родителей в изучении проблем собственного ребенка делает их пассивными и в образовательном процессе.

Между тем, их участие на ранних стадиях коррекции различных отклонений в развитии является наиболее эффективным.

На наш взгляд, разрешение существующих противоречий возможно при выстраивании диагностики в виде взаимосвязанного процесса, в котором диагностические показатели (критерии) учитываются во всем объеме и профессионально используются всеми участниками образовательного процесса. Комплексная интерпретация междисциплинарного диагностического результата позволяет обеспечить комплексно-индивидуальный характер коррекционно-образовательного воздействия, что может явиться условием развития адаптивности образовательной системы.

В нашем исследовании мы опираемся преимущественно на опыт отечественных ученых, изучающих комплексный вариант диагностики психофизического развития человека.

Так, разнообразные варианты комплексного подхода мы находим в трудах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, В.П.Кащенко.

Теоретическую основу исследования определили идеи К.Д.Ушинского, который в своей антропологической теории утверждал, что педагогика, имея дело с реальным человеком, должна основываться на всестороннем его познании. Она должна учитывать данные всех наук, в которых изучается телесная или духовная природа человека.

Разрешение противоречий в рамках диагностического процесса позволит разрешить и ряд противоречий, связанных с организацией образовательного воздействия. Теоретические разработки ученых показали, что обследование всех особенностей развития учащихся даже в определенном возрастном отрезке и создание соответствующих этим индивидуальным особенностям условий обучения, является невозможным в педагогической практике. Начиная с 20-30 годов нынешнего века проблема организации образовательного воздействия на учащихся с учетом их индивидуальных особенностей рассматривается с разных точек зрения: разнообразие способов организации работы с детьми.использование программированного подхода в обучении и т.д. (А.А.Бударный, И.Э.Унт, В.С.Мерлин, Л.В.Занков и др.).

Анализ научной литературы, осознание проблем современной диагностики и потребностей образования в диагностике нового типа определили выбор темы нашего исследования: "Диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы".

Необходимость проведения исследования связана в первую очередь с негативными тенденциями формирования диагностических основ образования и однообразием подхода к развитию механизма адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: диагностика в сфере образования детей с недостатками развития.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: диагностические условия, обеспечивающие адаптивность образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выделить, разработать, обосновать и экспериментально проверить диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: адаптивность образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы возрастет, если будут соблюдены следующие диагностические условия:

- диагностическое воздействие будет иметь уровневое распределение основной совокупности исследуемых параметров развития ребенка по месту, характеру и методам обследования;

• уровневое обследование параметров будет происходить с дифференцированным использованием стандартно-типовых алгоритмов организации диагностики;

• основой образовательного воздействия будет являться индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут с обязательным диагностическим сопровождением:

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить состояние проблемы диагностики в сфере образования учащихся с недостатками развития на основе анализа теории и практики.

2. Определить и обосновать диагностические условия повышения адаптивности образования детей с недостатками развития в условиях общеобразовательной школы.

3. Разработать основные компоненты диагностического сопровождения адаптивной образовательной системы.

4. Провести экспериментальную проверку целостной,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»