Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Жизненные ценности выпускников

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

Жизненные ценности современных выпускников

общеобразовательных учреждений

Курсовая работа

студентки 1 курса (гр.102)

Шредер Т.А.

Научный руководитель

доцент, канд.филос.наук

Ксенофонтова В.В.

Екатеринбург, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Молодёжь как социально-психологическая группа.

Молодёжная субкультура. 9

Глава 2. Жизненные планы, ценностные ориентации и

моральный облик молодёжи. 23

Заключение 42

Список литературы 44

ВВЕДЕНИЕ

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология моло-дежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и воз-растные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с на-чалом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, пе-реоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом по-влиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания воз-родилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е го-ды.

Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим воспри-ятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в са-мых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методоло-гия— инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая моло-дежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания всту-пающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследо-вания молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориента-ций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение со-циальных ролей различными группами молодежи.

Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социоло-гии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Икон-никова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное про-движение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X. Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».

Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гу-манитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация огра-ничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к куль-турным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореа-лизации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого моло-дого человека.

С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без достаточ-ного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой стороны, ком-мерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.

Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социаль-ном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп моло-дежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, со-циальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирова-ние активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение осо-бенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследо-вание резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.: «Социология молодёжи»: «Социо-логия молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) обще-методологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру моло-дежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценно-стных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических ис-следований конкретные факты в различных сферах жизни.»

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и дея-тельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределе-ния, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не про-сто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятель-ности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в соци-альный механизм; с другой— со своей субкультурой, внутренней дифференциа-цией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллекти-ва, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здра-воохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, ор-ганизаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и диффе-ренцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связа-ны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц пре-клонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодеж-ные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по от-ношению к молодежи.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных усло-виях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее.

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в об-ществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей разви-тия зависит наше будущее. Несомненно, выбор

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»