Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Интеграционные процессы в Западной Европе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ.

В том или ином аспекте проблемам интеграции, в том числе и западноевропей-ской, посвящены сотни книг, авторы которых высказывают самые различные, иногда взаимоисключающие взгляды.

После Второй мировой войны в июне 1947 года Соединенные Штаты Америки выдвинули так называемый план Маршалла и доктрину Трумэна, которые проложили путь к созданию первых экономических и политических объединений в западноевро-пейских государствах.

В данной работе делается попытка рассмотреть правовые аспекты интеграцион-ных процессов и теорий, которые особенно интенсивно развивались в период подго-товки к созданию европейских экономических сообществ, их перерастания в единое экономическое и политическое образование, и разногласия между отдельными госу-дарствами-членами, вызванные тем, что совместное развитие неизбежно приводило к покушениям на их национальный суверенитет.

Итак, в 1952 году был подписан договор о создании первого объединения - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1958 году были подписаны дого-воры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского объедине-ния по атомной энергии.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый “Общий рынок”, являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. В “Общий ры-нок” входят названные выше объединения. Договоры о их создании были дополнены и расширены так называемыми Едиными европейскими актами, вступившими в силу в1978 году.

Вначале членами объединения были шесть европейских государств: Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. Позже вошли Дания, Греция, Вели-кобритания, Ирландия, Португалия, Испания. С 1967 года ЕС имеют следующие об-щие наднациональные или межгосударственные органы:

• • Совет министров - законодательный орган;

• Комиссию Европейских сообществ - исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов;

• Европейский парламент - контролирующий орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;

• Суд Европейских сообществ - высший судебный орган.

И до, и после создания сообществ существовали различные интеграционные тео-рии и взгляды.

Почти одновременно с процессом выработки основ объединения трех Европей-ских сообществ в единый организм ( Брюссельский договор1967 года) сложилось но-вое направление интеграционных теорий. Оно нашло свое выражение в теории над-национальности, призванной объяснить характер отношений в экономических объеди-нениях западноевропейских государств тем, что они лишь вытекают из отношений, свойственных членам международных организаций, но развиваются по пути, придаю-щему им большую общность, как бы исключающую или ограничивающую возмож-ность возникновения противоречий между ними. В это же время начало формировать-ся функционалистское направление в теории интеграции. Неотъемлемой составной ча-стью этой теории является обоснование и разработка методов использования право-вых институтов для углубления интеграционных процессов путем расширения воз-действия европейского права и совершенствования правовых механизмов сообществ с целью преодоления разногласий в позициях государств-членов. Это направление получило название интеграции посредством права и в настоящее время доминирует в Западной Европе.

Подготавливая почву для создания объединений европейских государств, из-вестный французский государствовед Ж. Бюрдо распространяет понятие федерализма на различные формы существовавших тогда государственных объединений. Он отка-зался от трактовки теории федерализма как относящейся только к государственно-правовым институтам. Создание в 1952 году ЕОУС “лило воду на мельницу “ федера-листов. Американский политолог К. Левенштейн считает новым в структуре ЕОУС то, что “ решения Сообщества воздействуют на индивидуальные предприятия без по-средства национальных правительств, т. е. подобно тому, как акты федерального пра-вительства непосредственно обязывают государства-члены”.

Рассмотрим такое сравнение. Органы сообществ подобны органам федерально-го государства в том смысле, что они также основаны на принципе разделения вла-стей(функций). В сообществах исполнительная власть принадлежит Комиссии, законо-дательная осуществляется Советом и Парламентом и, наконец, судебная, реализуемая Судом сообществ, автономна.

Вначале Парламент не обладал законодательной властью, в частности такими элементарными полномочиями, как законодательная инициатива и принятие бюдже-та. Только в апреле 1970 года Европейский парламент получил некоторую возможность оказывать определенное влияние на содержание бюджета Сообщества. Европейский парламент почти лишен и второй прерогативы, обычно принадлежащей высшему пред-ставительному учреждению. Он имеет лишь ограниченное право контроля за деятель-ностью исполнительных органов сообществ, в частности в его процедуре предусмот-рена возможность задавать вопросы некоторым должностным лицам.

Совет является органом определяющим политику сообществ, он действитель-но орган нормотворческий. Но ведь в любом демократическом обществе общепри-знанно, что законодательные полномочия могут принадлежать только органу, образо-ванному на основе всеобщего избирательного права. Совет же образуется не народом, а исполнительной властью правительств государств-членов. Таким образом, осуществ-ляемая Советом законодательная власть порождена властью исполнительной, не имеющей законодательных полномочий в своих государствах.

Рассматривать сообщества как образования, аналогичные федеративному госу-дарству, позволяет и то, что органы сообществ подобно органам федерации, издают нормы немедленного действия и “самоисполняющиеся”. Однако основания издания таких норм различны. В федеративных государствах в принципе существует относи-тельно точное распределение компетенции между федерацией и субъектами федерации. Договоры о создании сообществ разделения компетенции между органами сообществ и органами государств-членов не предусматривают. Издание органами сообществ ак-тов немедленного и прямого действия основано лишь на том, что суверенные госу-дарства-члены допускают издание этих норм, поскольку не рассматривают их как посягательство на свои суверенные права.

И все же первые шаги по пути создания Общего рынка, выразившиеся в огра-ничении компетенции органов национальных государств их принуждении выполнять предписания учреждений вновь созданных объединений, обострили споры о природе сообществ. Участниками этих споров прежде всего стали судебные органы госу-дарств-членов, которые при рассмотрении конкретных дел оказались вынужденными определить свое отношение к государственному суверенитету.

Отнесение сообществ к числу федераций неизбежно предполагает лишение го-сударств-членов по крайней мере в перспективе быть суверенными. Ведь суверенные государства-члены являются не менее значимой международной реальностью, чем сообщества как таковые. А поскольку суверенитетов двух порядков быть не может, то предполагается вывод: государства-члены должны быть лишены своего суверенитета. Вот как определил единство государств австрийский юрист В. Хойер: “ Европейские сообщества являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверените-тов”.

С середины 60-х годов в исследованиях, посвященных Европейским сообще-ствам, все чаще стало отмечаться, что в каких-то отношениях они перерастают рамки обычной международной организации, что органы сообществ во многих отношениях, особенно если говорить об их форме, приобретают большее сходство с органами государственными. Потребовалось новое определение процессов интеграции в Европе, отражающее сущность этих процессов.

Поиски нового определения процесса интеграции, его специфического качества, привели к использованию понятия “наднациональность”. Оно неоднократно встре-чалось в политической, юридической и социологической литературе для характери-стики самых различных явлений.

Многие политологи и юристы конкретизировали понятие наднациональности с целью определения сущности Европейских сообществ. Швейцарский юрист Д. Сид-жански утверждал, что эти сообщества следует считать наднациональными, потому что они создают наднациональное пространство, что выражается в солидарности и для-щейся воле, а также в отсутствии права выхода из него.

Определение наднациональности в известной мере отразило особенности Ев-ропейских сообществ - широту компетенции их органов, обязательность их решений непосредственно для граждан государств-членов, возможность представления сооб-ществ вовне и прочее.

В основе наднациональных отношений лежит правовой порядок, позволяю-щий органам кооперированных единиц принимать решения, которые создают права и обязанности для граждан и групп, с одной стороны, а с другой - определяют пределы своих полномочий. Начиная с того момента, когда часть суверенитета исчезла или когда наднациональные власти могут обращаться, минуя национальные власти, к граж-данам государств-членов, - налицо наднациональный феномен. Но нельзя согласиться с положением, что органы сообществ пользуются необычной для международных от-ношений автономией от государств-членов и групп давления.

Зависимость органов сообществ - Комиссии, Суда, других органов от госу-дарств-членов вытекает из самого порядка формирования этих органов. Она особенно определена в отношении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»