Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

История социальной помощи в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Краткий исторический очерк развития социальной помощи в России. 6

2. Краткая история развития акушерства в России. 10

3. Благотворительность и меценатство в истории России. 17

4. Милосердие вечно. 20

5. Благотворительность на Сахалине. 25

5.1. Государственная помощь малоимущим. 25

5.2. Милостыня или богадельня? 29

5.3. Благотворительные организации 31

6. Оплата труда и социальное обеспечение рабочих горных заводов на Урале в начале ХХ в. 40

Заключение. 44

Литература. 47

Введение.

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, на-правленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государст-вом, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых ус-ловиях создать основы для развития полноценной системы социального обслужи-вания населения.

В стране создана комплексная система социальной защиты населения, ре-шающая задачи:

снижения социальной напряженности в обществе;

оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, соци-альной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся ин-валидами;

создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте;

защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовер-шеннолетних.

Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подго-товке необходимых кадров, обеспечению нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб.

Сегодня в отрасли трудятся более 450 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшим-ся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщи-нам, детям, они вносят немалый вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.

Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальной защите. Социально-экономическая ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной по-стоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивая систему в це-лом.

Воззрения на бедность и благотворительность глубоко укоренены в россий-ской национальной и религиозной традиции. Определенные обычаи, бытовавшие в Российской империи вплоть до ХХ столетия, были широко распространены и влияли на поведение всех слоев общества. Именно в контексте этой длительной традиции развивались в течение ХYIII-ХIХ вв. частная благотворительность и общественное призрение. Отношение православия к богатству и бедности выра-жалось в формуле "богатство дано от Бога", и потому богатством надлежало де-литься с ближним, который беден. В православной традиции нужда не считалась пороком, присущим бедным людям, а выступала скорее как результат неудачного стечения обстоятельств. Кроме того, акт подаяния порождал чувство душевного комфорта у состоятельных людей. В российском обществе главной тенденцией в отношении идеи милосердия было полное ее восприятие обществом - от чисто ре-лигиозной рефлексии до необходимости участия государства в решении социаль-ных проблем, что привело к созданию целого ряда общеимперских и местных фи-лантропических институтов.

1. Краткий исторический очерк развития социальной помощи

в России.

Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуж-дающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для де-тей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновы-вались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазри-тельной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".

Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екате-рина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделе-нием для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законода-тельным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гра-жданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государст-венной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица на-делялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федо-ровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, при-влекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благо-творительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не со-гласных с существующим распределением материальных ценностей и социаль-ным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество жен-ского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили вос-кресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - без-возмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками про-свещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочув-ствие широких масс.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.

Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две бога-дельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за уст-ройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколю-бивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского). Также при Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечест-венной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внима-ние прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли вели-кая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»