Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Контрольная по социологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


1. Назовите основные течения в русской социологии.

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай¬ловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других класси¬ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосыл¬ки для всестороннего развития («разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития «разнородности» общества, его социальной диффе¬ренциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности, к превращению ее в простой придаток общественного механизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следу¬ет отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального социализма», ко¬торый был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «твор¬чество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при кото¬ром должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталисти¬ческом пути развития России, в основе которого лежала идея о пере¬ходе к социализму через использование и преобразование коллекти¬вистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и др.

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные — это закономерные, повто¬ряющиеся явления, общественные — неповторимые, индивидуаль¬ные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — на¬учного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей обще¬ства является не класс, группа, коллектив, а личность. Социаль¬ную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объектив¬ными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изуче¬ние личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловско¬го, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В со¬ответствии с этой установкой разрабатывается субъективная кон¬цепция истины. Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объек¬тивных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой под¬ход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избе¬жать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способ¬ность «нормального человека», нормального не только физиологиче¬ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло мнение конкретных проблем политической социологии, механизма взаимодействия лидера и массы ("Герои и толпа"), роль партии в общественной борьбе («Исторические письма») и др.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851- 1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание разных исторических ступеней развития одного и того же явления и двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями: «Ортодоксальный марксизм» в тот период представляли две ведущие фигуры — В. Плеханов и В. И. Ленин, и так называемый «легальный марксизм» — П. Б. Струве, М.И. Турган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции вошли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция ушла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.

Следует также отметить, что в этот период в социологии скапливается большой фактический материал, шла отработка основ конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля - В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России».

« Становление и основные этапы исторического развития социологии».

В этой работе автор обобщил значительный статистический матери¬ал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. За¬метным событием в развитии социальной мысли России была двух¬томная работа Ю. Янгона «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформеннной деревне. Большое влияние на развитие социоло¬гии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина «Развития капитализма я России». В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам соци¬альной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической мысли в России ха¬рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при¬обретением социологической наукой статуса социального института. В1918-1919гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919г. был учрежден Социологический институт. В 1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук бы¬ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Л. Сорокин — один из лиде¬ров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроград¬ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской ин¬теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль¬ной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответству¬ющих разделах). На втором этапе продолжается развитие теорети¬ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес¬кая литература: Сорокин П. А. "Основы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»