Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Курс социологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


тема 1

Социология как наука, Предмет и функции социологии

I/ Предмет и объект познания социологии. Понятие социального 2/ Социология и другие науки об обществе З/ Структура социологии 4/ Функции социологии

Предмет и объект познания социологии. Понятие социального

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви¬дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп¬росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче¬ские службы парламента, Президента, различных исследователь¬ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци¬ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов¬летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол¬лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива¬нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа¬щий на поверхности уровень социологических исследований, кото¬рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по¬требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социоло¬гия — наука об обществе. Так ее и характеризует американский со¬циолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных ас¬пектах изучается значительным количеством гуманитарных и соци¬альных дисциплин: социальной философией, политической эконо¬мией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенно-

10

сти социологии, социологического подхода к изучению общества, не¬обходимо вычленить собственную область социологического иссле¬дования, а также определить те методы, которыми социология опе¬рирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграни¬чение между объектом и предметом социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда вьгступает опреде¬ленная сфера объективного или субъективного мира, в то время как пред¬мет любой науки является результатом теоретического абстрагирова¬ния, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерно¬сти развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, об¬ладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания яв¬ляется вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, инте¬грированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отно¬шении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — не¬зависимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общ¬ность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации яв¬ляются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских Действий, не может быть определен столь же од¬нозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей исто¬рии существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понима¬ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предме¬том социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюрк-гейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отноше-

Социология как наука. Предмет и функции социологии 11

ние человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по¬зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с оп¬ределенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования явля¬ется научное изучение общества как социальной системы и составля¬ющих его структурных элементов — личностей, социальных общнос-тей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей оте¬чественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в це¬лом, функционировании и развитии этой системы через ее состав¬ные элементы: личности, социальные общности, институты. В учеб¬ном пособии «Ссщиология» (М.: Мысль, 1990- С. 25) Г. В. Осипова, на¬писанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных зако¬нах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

2 Социология и другие науки об обществе

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмо¬треть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обще¬стве, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, не¬обходимо сопоставить социологию и социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленилась из фило¬софии. В течение длительного времени социологическое знание на¬капливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей¬ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо¬ваний ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци¬ология переплетается с социальной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению ка¬чественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анали¬зирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной степени могут слу¬жить предметом теоретических размышлений и тех, кто причисляет се-

12

бя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие представители фундаментальной науки, занимающиеся широ¬кими теоретическими обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявля¬ется в предмете исследования. О предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент¬ральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руко¬водствуясь определеннымиустановками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изу¬чаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпиричес¬ких данных, установление статистических закономерностей,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»