Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Манипуляции

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Пермская сельскохозяйственная академия

им. академика Д.Н.Прянишникова

Кафедра философии

Манипуляции

Выполнила:

Проверил:

доцент кафедры философии

Калашников В.А.

Пермь 2001

Манипуляция - это один из наиболее интересных видов поведения. Это неотъ-емлемая часть социальной культуры. Первые манипуляторы появились, вероятно, как только первобытные люди стали общаться. С современной точки зрения, это был при-митивный обман, но с веками искусство манипуляции совершенствовалось.

Серьезное внимание этому вопросу уделял Петр I. В 1702 г. было заключено со-глашение с бароном Генрихом фон Гюйссеном, который брал на себя обязательство пропагандировать за границей идеи, начинания и указы царя, опровергать враждебные взгляды, то есть влиять на западное общественное мнение. Для этого барон должен был снабжать европейских журналистов нужными материалами и т. д.

Наибольшее распространение и влияние манипуляции получили благодаря сред-ствам массовой информации в XX веке. В наши дни любой образованный человек дол-жен знать основные приемы манипулирования и уметь им противостоять, поэтому эта тема сейчас достаточно актуальна.

Слово “манипуляция” заимствовано из французского языка. Первоисточником является латинское manipulus “горсть”. В английском языке оно появилось в 1831 г. Нас интересуют такие его значения как “искусное управление или использование”, “контроль или игра с помощью искусных, нечестных или коварных средств, особенно для обеспечения чьего-либо преимущества” .

Манипуляция тесно связана с пропагандой. Британская Энциклопедия так пи-шет о ней. Пропаганда - это более или менее систематическая попытка манипулировать убеждениями, позициями других людей или действия посредством символов (слов, жестов, знамен, памятников, музыки, одежды, знаков отличия, прически, дизайна мо-нет и почтовых марок, и многого другого). Преднамеренный и относительно сильный акцент на манипуляцию отличает пропаганду от случайного разговора или от свобод-ного или непринужденного обмена мнениями. У пропагандиста есть определенная цель или группа целей. Для того, чтобы достичь их, он намеренно отбирает факты, аргумен-ты и демонстрацию символов и представляет их таким образом, какой, по его мнению, даст наибольший эффект. Для увеличения эффекта, он может пропускать факты, имеющие отношение к делу или искажать их, и он может пытаться отвлечь внимание “реакторов” (людей, на которых он пытается воздействовать) от всего, кроме его собст-венной пропаганды.

Сравнительно преднамеренная избирательность и манипуляция также отличают пропаганду от просвещения. Педагог пытается представить различные точки зрения и т. д. Необходимо заметить, - продолжает Британская Энциклопедия, - что определен-ный пропагандист может рассматривать себя как воспитателя, может верить, что он произносит чистейшую правду, что он подчеркивает или изменяет некоторые стороны правды только для того, чтобы сделать справедливое сообщение более убедительным, и что действия, которые он рекомендует, на самом деле наилучшие, из тех, которые “ре-актор” может предпринять. С той же точки зрения, “реактор”, который принимает со-общение пропагандиста, как самоочевидную правду может думать о нем, как об обра-зовательном, это часто выглядит случаем с “правоверными” - догматическими “реакто-рами” на догматическую религиозную или социальную пропаганду. “Просвещение” для одного человека может быть “пропагандой” для другого .

“Промывка мозгов”, также называемая процессом коллективного убеждения, - это систематическая попытка убедить неверующих принять определенную склонность, приказ или доктрину. Этот термин, в основном, приложим к любой технике, предна-значенной для манипулирования человеческими мыслями или действиями против же-лания, воли или знания индивида. Эта попытка делается путем контроля над природной и социальной средой, для того, чтобы уничтожить лояльность к любым нежелательным группам или индивидам, чтобы продемонстрировать индивиду, что его установки и об-разцы мышления (аттитюды и паттерны) неверны и должны быть изменены, а также, чтобы развить преданность и не вызывающую сомнения покорность по отношению к правящей партии. “Промывка мозгов” начала широко использоваться после второй ми-ровой войны, в коммунистических странах и американских сектах. При этом применя-лись такие приемы, как изоляция от прежних групп, вознаграждения за сотрудничество и наказания за отказ от взаимодействия и др.

Средства массовой информации, пожалуй, наиболее часто применяют манипу-ляции. Первым из них была печать. За двухсотлетнюю историю своего существования она овладела богатством культуры аргументации. Журналистика, кроме основных це-лей (информировать, ориентировать, просвещать, развлекать), имеет и цели сугубо психологические: изменять или поддерживать установки аудитории, превращать их в убеждения, формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом .

Более благоприятная почва для манипуляций существует при тоталитарных и авторитарных режимах, когда народ не привык мыслить самостоятельно. Манипуляции широко применялись в Германии 1930-х - 40-х. В 1938 г. Гитлер призывал нацистских журналистов: “не пропагандировать силу как таковую, а представить немецкому народу определенные внешнеполитические процессы в таком свете, чтобы внутренний голос народа начал сам постепенно требовать применения силы” .

Когда сведения о манипуляциях стали достоянием широкой общественности, западные политики попытались разграничить на словах управление и манипулирование искусством. Герман Глязер, ответственный чиновник по делам культуры и образования при нюрнбергском магистрате в 1960-е гг. убеждал, что, в отличие от гитлеровской Германии, в демократическом государстве манипулирования людьми искусства не су-ществует, есть лишь административное, а не политическое управление . Советские публицисты разоблачали эти мифы, но взамен создавали свои собственные.

При изучении влияния СМИ на человека использовались два основных подхода: человекоцентрированный и медиацентристский. Первый изучал социально-психологические функции массовой коммуникации в отрыве от социальных. Второй считал аудиторию пассивной массой, не способной противостоять потоку внушаемых сообщений, идей и представлений и идеологическим махинациям. У обоих подходов есть достоинства и недостатки, их сочетание дает наиболее достоверные выводы.

Бихевиористы и необихевиористы были сторонниками медиацентристского подхода. Например, Лассуэл утверждал: “Пропаганда - это инструмент тотальной поли-тики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство”. Теоретики массовой коммуникации считали, что журналист должен быть ответствен только перед заказчиком и говорить всю правду только тогда, когда ему это выгодно .

Г. С. Мельник пишет, что в практике СМИ широко используются методы под-сознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизированных упрощенных пред-ставлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток “орга-низованных” новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицатель-ную, либо положительную реакцию на конкретное событие .

Многими американскими исследователями, в том числе Дж. Гебнером и его коллегами из Пенсильванского университета (1979, 1994) было показано, что вообра-жаемый телевизионный мир формирует представления людей о реальном мире. Так, зрители, смотревшие телевизор 4 часа в день и более, чаще, чем смотревшие его два часа в день и менее, преувеличивали степень насилия , существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершено нападение .

Г. Шиллер в книге “Манипуляторы сознанием” приводит такие характерные технические средства и приемы, используемые в технике внушения:

культивирование видимости достоверности источника;

обработка лидеров общественного мнения;

учет групповых норм;

использование принципа вознаграждения и наказания;

монополия источника информации;

использование визуальных символов власти;

возбуждение эмоций;

употребление в контексте слова “мы”, создающего ощущение общности;

наклеивание “ярлыков”;

перенос свойств одного объекта на другие;

перенос частного факта в сферу обобщения и т. д.

Среди приемов, применяемых СМИ - драматизм, колоритное изложение, интри-ги. Для эффективности манипулирования обязательна близость темы аудитории и со-звучность духу времени.

Манипуляторы используют такие механизмы восприятия как идентификация (например, со “звездой” экрана), интернализация (когда источник информации воспри-нимается как лицо компетентное в своей области), “податливое согласие” (когда ауди-тория себя комфортно чувствует, а коммуникатор обладает авторитетом).

При манипуляциях необходимо учитывать эффекты восприятия. Например, эф-фект Бартлета действует подобно прививке. Эффект реактенса заключается в том, что человек, почувствовавший, что цель сообщения - повлиять на него, то он относится к этому сообщению крайне отрицательно. В соответствии с эффектом ореола

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»