Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Методы сбора социологической информации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и инфор-матики.

Кафедра социально-политических теорий.

Реферат на тему:

Методы сбора социологической информации.

Выполнил: студентка группы

Э-91 Будченко Е. А.

Проверил: Галаган А. И.

Новосибирск, 2000.

План.

ПЛАН. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

ВЫБОРКА. 4

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ. 7

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ. 8

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ. 9

КРИТЕРИИ ОТБОРА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. 10

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ. 10

МЕТОД ОПРОСА. 12

АНКЕТИРОВАНИЕ. 13

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ. 15

НАБЛЮДЕНИЕ. 17

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА. 18

ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОТБОРА ГРУПП. 19

ПЛАНИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Введение.

После того как определены объект и предмет социологиче-ского исследования, установлены те их стороны и черты, кото-рые требуют особого внимания, встаёт задача выявления коли-чественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап ис-следования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.

В ходе полевого этапа исследования для сбора социологи-ческой информации могут применяться разного рода методы. Ка-ждый из них имеет свои особенности, предполагает определён-ные требования. В чём они состоят и какими приёмами надо ов-ладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот реферат.

Каждый человек в своей жизни в той или иной степени со-прикасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Воз-можно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучае-мых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социо-логическом исследовании играет именно методика сбора социоло-гической информации.

Существует несколько методов сбора социологической информации:

1. выборка;

2. анализ документов;

3. наблюдение;

4. опрос.

Выборка.

Для начала сбора информации социолог должен решить бу-дет ли он исследовать весь изучаемый массив или только ка-кую-то его часть. Иногда, когда объект исследования срав-ни¬тельно невелик( например 200-500 человек), социолог рас-полагает достоверными силами и воз¬можностями для его изу-чения, то он может исследовать его целиком. Такое исследо-вание является сплошным. Но если объект исследования дос-таточно большой (более 500 человек), или сложное исследо-вание невозможно, или в нем нет необходимости, то чаще применяется выборочное исследование. Оно основано на опре-делении необходимой части изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью, вторичной совокупно-стью или выборкой. В этом случае совокупность всех возмож-ных социальных объектов, которая подлежит изучению в пре-делах программы социологичес¬кого исследования, называется генеральной совокупностью.

Выборочная совокупность как бы представляет весь объ-ект в целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики переводит или проецирует ре-зультаты и выводы её исследования на генеральную совокуп-ность. Правомочность такого переноса становится возможной при решении двух проблем: проблемы обоснованности и про-блемы репрезентативности. Решение первой проблемы предпо-лагает установление соответствия задач исследования выбо-рочной процедуре, которая включает в себя: обоснование ти-па выборки, определение единиц отбора и признаков, которые надо учесть в отношении каждой обследуемой единицы. Репре-зентативность - это свойство выборочной совокупности вос-производить параметры и значитель¬ные элементы генеральной совокупности. Следовательно разрешение второй проблемы связано с тем, чтобы определить в какой мере выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности с заданной точностью.

В социологии разработана система методов формирования совокупности:

1. метод типичных случаев (монографическое исследова-ние);

2. статический метод (квотный метод);

3. метод случайностной выборки (вероятностной выбор-ки);

4. метод гнездовой выборки.

Главным результатом процедуры выборки является опреде-ление её объёма. Объём выборки – это общее число единиц исследования, включённое в выборочную совокупность. Объём зависит от степени однородности генеральной совокупности. Чем она однороднее, тем меньше объём выборки. Он зависит от числа признаков выборки, от требуемой степени точности её результатов.

Объём выборки рассчитывается по специальным формулам.

n = 2N;

n = ( 0.25 t2 N)/(A2 N + 0.25 t2);

где n – объём выборочной совокупности, N – объём генеральной совокупности, t – число, определяемое по специальным табли-цам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной ве-роятности; А - предельная ошибка выборки.

В программе исследования социолог обязан указать, какие методы обработки применяются в выборке. Если отбор является многоступенчатым, то следует указать, сколько ступеней отбо-ра применяют в выборке, какова единица отбора на каждой сту-пени и какой тип отбора применяется на каждой ступени, како-ва единица наблюдений на последней ступени выборки.

Опишем выборку на примере. Предположим. У нас есть несколько малых предприятий, которые существуют в систе-ме крупных государственных предприятий. Возьмём исследо-вание эффективности труда на этих предприятиях. В каче-стве объекта исследования принимаются рабочие и служа-щие, охваченные организацией труда в системе малых пред-приятий. Исследование является выборочным, обеспечиваю-щим ре¬презентативность; генеральной совокупностью явля-ются все рабо¬чие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три сту-пени отбора: на первую ступень выделяются малые предпри-ятия, занятые в основном и вспомога¬тельном производстве. Для исследования малых предприятий, заня¬тых во вспомога-тельном производстве, в связи с их малочисленнос¬тью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в ос-новном производст¬ве. По показателям, характеризующим эф-фективность деятельнос¬ти, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эф¬фективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от чис¬ла малых предпри-ятий, попавших в каждую группу, по каждому списку дела-ется случайный, непропорциональный отбор. Например, от-бираются по три малых предприятия из каждой группы с по-мощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные ра-ботники. Очень большое значение имеет правильность про-веденной выборки исследования. Если эта выборка проведе-на некорректно, то данное исследование не может считать-ся репрезентативным и достоверным, и его результа¬там нельзя доверять.

Обоснова¬ние методов сбора эмпирических дан-ных.

Важная часть методического раздела программы сбора со-циологической информации — обоснова¬ние методов сбора эмпири-ческих данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные ис¬точники будут изу-чаться (какие статистические формы, планы, от¬четы и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применять-ся. При использовании методов опроса требуется описа¬ние его техники, организационной структуры и содержания, где про¬водится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в поликли-нике, какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В примере, указанном выше, где целью ис-следования являлась оценка уровня управления в организа¬ции, процедура исследования требовала проведения аттестации ру¬ководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании мето-дов сбора информации должно быть указано, что аттестация бу-дет про¬водиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инже-нерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оцени-вались по словарю дело¬вых, личностных и организаторских ка-честв экспертами трех уров¬ней: 1. эксперты группы А, зани-мающие более высокую должность;

2. эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;

3. эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемо-го.

Таким образом, достигалась максимальная возможность объ¬ективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного, сотрудника и

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»