←предыдущая следующая→
1 2 3
Городская научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Научное общество учащихся “Поиск”
НОУ гимназии №115
Филология
Мир современной девушки и его отражение
в девичьем альбоме
класс/группа
место учебы
Научный руководитель:
Омск-2004
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….........3
Глава I. Происхождение и генеалогия девичьих альбомов…………………... 5
Глава II. Современное бытование и психологическое значение ……………. 8
Глава III. Функции и классификация девичьих альбомов……………………...11
Заключение………………………………………………………………………........14
Список используемой литературы…………………………………………….......16
Приложение……………………………………………………………………...........17
Введение
Целью данного исследования является попытка рассмотрения отражения внутреннего мира девушки в альбоме и выявление специфических психологических особенностей моей современницы через сопоставление с аналогичным явлением начала XIX века. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
• Сбор девичьих альбомов у девушек 12-16 лет;
• Определение функций девичьих альбомов;
• Анализ сведений о девичьих альбомах прошлых веков в художественной литературе;
• Выявление принадлежности девичьих альбомов к виду фольклорного творчества;
• Определение подходов к выбору материалов, включаемых в девичьи альбомы;
• Выявление бытования девичьих альбомов методом опроса;
• Опыт классификации;
• Выявление психологических особенностей девичьего мира в альбоме;
На сегодняшний день общим местом является сетование на бедность духовной жизни современной молодежи, однако факт наличия и огромной популярности девичьих альбомов и изучение такого явления в молодежной культуре, как девичи0439 альбом (“анкеты”, “песенники", “пожелательники”, “гадальники” и т.п.) может опровергнуть суждение о том, что духовный мир подростков скудеет. Объектом исследования стал девичий альбом в его современном бытовании и отражение пристрастий и особенностей психологии подростков в этом альбоме. Такой альбом является неотъемлемой частью подростковой субкультуры и имеет свою практическую ценность как вещественное доказательство того, что современная молодежь не только постоянно тусуется, гуляет, веселится, как принято считать, а имеет свой особенный внутренний мир. Яковлев П.Л писал: “...Альбомы распространили у нас вкус к чтению и письму – приохотили к литературе...” Были использованы два метода исследования: описательный и сравнительный.
Тема данной научной работы являлась предметом изучения неоднократно. Такое явление, как девичий альбом можно рассматривать с точки зрения различных областей знаний. Например, Лотман Ю.М. в своей книге “Беседы о русской культуре// Быт и традиции русского дворянства (VXIII – начала XIX века)” изучал женский мир в социологическом аспекте; в книге Вацуро Б.Э. “С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры” девичий (“тетушкин”) альбом рассматривается с историко-социологической точки зрения; Орлова Ю. в своей курсовой работе “Девичий альбом – его структура, особенности бытования и психологическое значение” анализирует девичьи альбомы с точки зрения психологии; в своей статье “Пишу на корке, живу на горке, имя и число снегом занесло” Константинова Н.Л. затрагивает тему девичьего альбома в историко-хронологическом аспекте; Макова А. в книге “Современные анкеты школьниц как своеобразное бытование традиционного девичьего альбома// Дети-собиратели и исследователи фольклора” проводит лингвистическое исследование девичьего альбома; в книге “Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов” Белоусов А.Ф. рассматривает девичий альбом в хронологическом и лингвистическом аспектах; даже Пушкин А.С. счел нужным упомянуть “уездной барышни альбом” в романе в стихах “Евгений Онегин”, как неотъемлемую часть культуры и быта своего времени.
Глава I
Происхождение и генеалогия
девичьих альбомов
Лучше, чем Пушкин, о девичьем альбоме все равно никто не скажет:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены...
* * *
Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я...
И до сих пор они мало чем отличаются...
Первые девичьи альбомы появились в России в XVIII веке. Пришли они с Запада, и сначала в царские покои. Свой альбом был даже у Екатерины Великой, не говоря уже о придворных дамах.
С распространением грамотности альбом начал спускаться по социальной лестнице. Из дворцов он попал в купеческие хоромы и мещанские избы. Самый первый альбом, тогда он назывался альбомом барышень, существовал для того, чтобы гости по своему желанию и по просьбе хозяйки могли записать туда сочиненные ими самими стихи или нарисовать что-нибудь на память о себе. Изначально заложенные именно в этих первых альбомах основные мотивы впоследствии прослеживаются в альбомных стихотворениях всех будущих эпох:
• восхищение красотой и умом владелицы альбома;
• пожелания счастья, любви;
• клятвы верности и преданности;
• наставления не забывать друзей, клятва в вечной дружбе;
• воспоминание о детстве – лучшей поре в жизни;
• куплеты о любви и коварстве мужчин;
• типичные шутки, эпиграммы .
Таким образом, можно говорить о том, что изначально основными функциями девичьего альбома были: “сувенирная”, эстетическая, коммуникативная.
В конце XIX века девичий альбом из семейной среды стал активно переходить в среду ученическую – в закрытые пансионы и женские гимназии. Альбом гимназисток был достаточно строг в своей организации. Он, как правило, начинался с совета матери, обязательным было наличие аллегорических рисунков, четких символов цветов и птиц, рисованных игральных карт, кладбищенских сцен. У гимназисток для альбомов были даже специальные гусиные перья как дань благородной старине, в быту тогда пользовались уже металлическими. В них цитировались модные в то время поэты и прозаики. Много места отводилось фортепьянным романсам. Альбомам этих времен присуща особая лексика: ангел, голубка, душечка, милые щечки и т.п.
Существовали альбомы в литературных кружках. Альбом такой читательницы – не только собрание автографов, но указание на существующую между ними связь. Он имеет четвертое измерение: его можно не только открыть, но и развернуть во времени.
При этом необходимо отметить, что, если раньше в альбомах барышень любовные послания, восхищения красотой писались мужчинами, то в гимназических девичьих альбомах и автором, и адресатом посланий стала девушка. И она стала реже его кому-нибудь давать почитать или заполнить. Быть может, это объясняется тем, что младшим барышням-институткам по неписанным законам того времени было принято кого-нибудь “обожать”. Чаще всего “предметом” обожания становились старшие институтки.
Современные девичьи альбомы существенно изменились. Другим стал темп жизни, сейчас она более “событийная”, а времени подумать, осмыслить происшедшее стало меньше. Теперь альбом стал читаться и заполняться не только хозяйкой, но и близкими друзьями (причем и мальчиками, и девочками). Особо бросается в глаза оформление современного девичьего альбома. Он отчасти сохранил свою живописную форму – сердечки, цветочки, но они уже потеряли свою знаковую символику. Если раньше по окраске нарисованных цветов читалось отношение к хозяйке альбома, то в современном девичьем альбоме цветы и сердечки стали просто вырезаться из открыток и наклеиваться исключительно для яркого украшения альбома. Поэтому можно сделать вывод о том, что раньше оформление играло роль символики, а теперь символизм перешел в эстетизм. Расширилось содержание альбомов, все также в него записываются стихи и песни о любви и дружбе, различные пожелания, наставления, напоминания, куплеты, шутки, но появилось и много нового – того, что продиктовано веяниями новой моды настоящего времени. Этим новшеством является такое понятие, как анкета.
Глава II
Современное бытование и психологическое значение
На сегодняшний день трудно найти девушку-подростка, которая, если и не обзавелась, то, по крайней мере, сталкивалась с таким явлением, как девичий альбом. Современные девичьи альбомы часто бытуют в форме анкеты, причем подбор вопросов в анкетах напрямую зависит от возраста хозяйки. Например, сравнив анкеты
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|