Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Многодетная семья

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание

Введение 3

1. Многодетные семьи 4

2 Категории многодетности 4

3 Проблемы многодетных семей 4

4 Система социальной помощи многодетным семьям 7

5 Льготы для многодетных семей 8

Заключение 10

Список литературы 11

Введение

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно¬годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци¬ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь¬ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но¬вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра¬вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус¬лавливалось традициями русского народа и православной мо¬рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране¬ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной

семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име¬ющая 3-х и более детей.

Категории многодетности

Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма¬тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк¬туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина¬ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се¬мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч¬ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из¬держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни¬ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са¬мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен¬ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова¬ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо¬жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не¬достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) — многодетные роди¬тели в 1991 г. — 1,2; в 1996 г. — 107,4. Семья с тремя несовершен¬нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по¬лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед¬ности, в 1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до¬ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз¬можно путем повышения собственных доходов (личная инициа¬тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та¬ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по¬требностей, что является в современных условиях непозволитель¬ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор¬мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин¬ства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об¬ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет¬ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об¬щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави¬ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за¬гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз¬растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец; домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де¬фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи¬тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж¬де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито¬рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто¬номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо¬сти детей в школе, отсюда — частые пропуски занятий; подрост¬ки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15—18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7—14 лет; рано начинают ра¬ботать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повы¬шенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль¬шей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени прово¬дят на улице. Возникает проблема коммуникации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»