Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Нововведения в Организациях

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социологии и политологии

Контрольная работа по

Социологии организации

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Выполнила студент

Гр. С-99-1з

Надежда Анатольевна Беляева

Преподаватель:

Ольга Всеволодовна Борисова

Пермь

2003

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ЧАСТЬ

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ 5

2.1. Деловые организации 5

2.2. Союзные организации 5

2.3. Ассоциативные организации 6

2.4. Поселение 6

3. ТИПОЛОГИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ 7

4. ВАРИАНТЫ ПОЛИТИКИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 8

5. СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ 9

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

II. ЧАСТЬ

1. САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 12

2. ПРОГРАММА СИ: Коллективные самоуправляемые предприятия как пример нововведений в организациях. 12

ЛИТЕРАТУРА 16

I. ЧАСТЬ.

1. ВВЕДЕНИЕ1

Стремление к самоорганизации обусловлено необходимостью оперативной адаптации к постоянным изменениям среды. Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях неопределенности и динамичности социально-экономической среды

Становление электронно-прозрачного мирового рынка (с мгновенным доступом к информации о любых товарах) вызывает резкий рост конкуренции между производителями. В результате кардинально меняются роль и образ клиента предприятий. Безликого массового потребителя сменяет индивидуальный заказчик

Такая переориентация стимулирует инновации в сфере как продуктов и услуг, так и самих процессов производства или обслуживания. При этом требования к качеству товаров постоянно растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире, объем выпуска по отдельным позициям номенклатуры меньше. Отмеченные общие тенденции видны из анализа современного компьютерного рынка. Так, ведущие производители ПЭВМ и рабочих станций (например, IBM и SUN) каждые полгода выбрасывают на рынок новые модели компьютеров, жизненные циклы которых постоянно сокращаются.

В то же время налицо значительное увеличение номенклатуры видов программного обеспечения, выражающееся, например, в появлении специальных средств поддержки бизнеса, включая автоматизацию и реорганизацию деловых процессов, сетевые технологии и оптимизацию групповой деятельности партнеров. Разработчиками подобных программных комплексов, как правило, являются недавно созданные сравнительно небольшие и гибкие компании, способные быстро уловить ветер перемен и оперативно захватить имеющиеся ниши на рынке

Внедрение информационных и коммуникационных технологий подобно мутациям в живой природе нарушает организационную стабильность предприятий и нацеливает на поиск или формирование организационных структур, позволяющих перестроить их деятельность. Более того, ныне в условиях сегментации рынка и господства интересов потребителей, влекущих неустойчивость спроса и повышенное внимание к сбыту продукции, резкие изменения технологий работы предприятий становятся уже не редким, а обычным явлением.

Многие предприятия ради выживания вынуждены перестраивать структуру и организацию работ, видоизменять стратегию и тактику поведения в деловом мире. Необходимыми признаются инновации, влияющие на общую организационную структуру предприятия и его подразделений и, что особенно сложно, затрагивающие психологию и поведение работников

Особую актуальность приобретает разработка основных принципов и моделей новой теории организации и управления предприятиями посттейлоровской эпохи, определяющими лицо информационного (постиндустриального) общества ближайшего будущего. Суть происходящих изменений в организационно-управленческих структурах можно выразить лозунгом: от классического механицизма к интеллектуальной организации. Сказанное можно понимать как сдвиг от традиционных, централизованных к сетевым, распределенным моделям управления.

Каковы же основные принципы или признаки, характеризующие организационную структуру предприятия нового типа как сложной динамичной системы? По большей части, наиболее показательными являются характеристики открытости и распределенной структуры, гибкости и автономности, приоритета горизонтальных связей, ресурсосберегающих стратегий и обучаемости. Комбинации этих характеристик и соответствующих экстремальных принципов (типа максимальной автономности, минимально возможного числа уровней иерархии, минимальных запасов) определяют подклассы предприятий нового типа.

Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Так вот, реализация последних в организационно-управленческой сфере имеет немало сходного с нововведениями в русле НТП. Новые организационные структуры, методы выработки решений, формы стимулирования тоже вначале разрабатываются специалистами, осваиваются, распространяются и, так же как новые приборы сталкиваются с человеческими интересами, планами и т.д.

Именно из нововведений и состоят подлинные изменения.

В условиях перестройки общественного и хозяйственного механизмов (можно подозревать, что она у нас становится перманентной) нововведения буквально пронизывают нашу жизнь во всех её сферах. Но работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных навыков и знаний. Все мы, вольно или невольно, становимся субъектами нововведений, а потому в этой сфере сегодня процветают дилетантизм и некомпетентность. Когда их последствия распространяются на массы людей, а то и на всё общество, их можно назвать преступными.

В нашей стране становление науки о нововведениях за последние годы происходило преимущественно в рамках концепции научно-технического прогресса в целом. Начались исследования социальных последствий автоматизации производства. Но меньшее значение эти исследования имели для методологии, ибо сделали деятельность по нововведениям предметом специального изучения. Надо признать, что специализация в данной области состоялась у нас с запозданием. Это было вызвано недостаточным вниманием в прошлом к задачам совершенствования управления. С другой стороны, и сами эти задачи не могли быть успешно решены без соответствующих научного фундаментально-прикладного обеспечения и социально-политических условий.

2. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В типологии организаций, главным образом предприятий, нуждаются экономика (разделяет организации по численности персонала, профилю продукции, технологическому режиму и т.д.), право (делит организации по подчинению – местному, республиканскому и общесоюзному, по ведомственной принадлежности, по административным структурам, специально рассматривается категория общественных организаций). Социологически же наиболее важными представляются характеристики организаций с точки зрения их места в общественных отношениях, социальной функции.

В обществе можно выделить несколько типов организаций.

2.1. Деловые организации.

Создаются отдельными коллективными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д. Они могут быть государственными, муниципальными, частными. Участие в них. То есть выполняемая там работа, даёт доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принципы единоналичия, назначения, целесообразности. Здесь идёт речь о первичных организационных образованиях, располагающихся на разных ярусах организационной системы общества. Беря их за основу, следует выделить и другой тип деловых организационных форм, например, отрасль, регион, ведомство, которые назовём надорганизациями. Эти вторичные деловые системы не являются целевыми общностями, но включают в себя прежде всего в виде первичных деловых организаций, Советов и т.д. Надорганизации строятся из межорганизационных отношений.

Рис.1: Эмпирическая типология деловых организаций.

ДЕЛОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАДОРГАНИЗАЦИИ

Предприятия Учреждения Корпорация Ведомство Регион

Производственные Образовательные

Торговые Лечебные

Обслуживающие Культурные

Управленческие

Научные, проектные

2.2. Союзные (общественные) организации.

Их цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых. Членство в них даёт удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников.

Подобные организации являются важной формой общественной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»