Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Общество и предпринимательские ценности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


ОБЩЕСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ

Несмотря на все изменения , произошедшие в последние годы в российском обществе, предпринимательские ценности, равно как и сама фигура предпринимателя еще не стали для не-го безусловно принимаемыми и положительно оцениваемыми (как, впрочем, если говорить все-рьез, не были таковыми в России никогда). Конечно, легитимизация бизнеса в культуре и созна-нии общества будет происходить неизбежно по мере его самоизменения. Однако, этому будет противостоять огромная инерция российской культурной традиции, а если к этой инерции при-бавится спланированная политика противостоящих бизнесу сил, то исход трудно предсказуем. Поэтому продуманная и систематически реализуемая программа внедрения в сознание общества ценностей предпринимательства - фактор, значение которого в стратегическом плане вряд ли можно переоценить.

Идеология экономического либерализма - органическая часть культуры как целого. Предпринимательство может нормально существовать только в соответствующей культурной среде. Иными словами, разговор надо вести не о пропаганде некоторого рода деятельности, а об изменении жизненной философии и мировосприятия всего общества. Предпринимательство и все, связанное с ним, должно из сомнительного или даже постыдного стать сначала приемле-мым, а затем и достойным, высоко ценимым в культуре. Становление бизнеса неизбежно потре-бует утверждения права частной собственности как высшей социальной и нравственной ценно-сти.

Идеология неотъемлемых прав человека рассматривает право частной собственности наряду с правом свободы выбора религиозных и политических убеждений как ядро прав и сво-бод человека. Идеологемма "Частная собственность порождает цивилизацию" - это такая карти-на мира и истории человечества, в которой цивилизация вырастает в результате утверждения частной собственности и экономической свободы, рыночных отношений, то есть в определен-ном смысле "из рынка". Цивилизации, основанной на священном праве частной собственности, при этом противостоят рабство и варварство. Варвар, отрицающий частную собственность (а значит и цивилизацию), несет с собой хаос и одичание. Рабство выступает в лице восточных империй и деспотий, базирующихся на отрицании частной собственности и порабощении всех и каждого государством.

Утверждение права частной собственности позволяет цивилизации побеждать в истори-ческой борьбе. Отказ от этого права обрекает общество на нищету и маргинальность.

Эти идеологические конструкции должны многократно варьироваться и дублироваться. Это большая работа, требующая специальных усилий, привлечения талантливых и респекта-бельных ученых, идеологов, публицистов.

Становление в России предпринимательства с необходимостью потребует формирования правосознания общества и утверждения права как непреложного и всеобщего регулятора обще-ственных отношений. Между тем, в стране нет ни уважения к Праву, ни должного его знания. Традиционной российской культуре присущ так называемый морализм, противостоящий юри-дизму, хорошо выраженный в знаменитой сентенции: "Суди меня не по закону, а по совести".

Внедрение права в жизнь общества, формирование правосознания, всеобщее правовое обучение, наделение права статусом высшей нравственной ценности, противопоставление права беспределу и варварству - без направленной на это работы бизнес в России не будет иметь ни-каких исторических перспектив.

В обществе необходимо утвердить положительный идеал социальной ответственности, предполагающий напряженный труд на себя и своих близких, строгую деловую этику, инициа-тиву, предприимчивость, а также ценность индивидуального бытия. Все это составляет ядро "западной" культуры и прекрасно в ней разработано, в нашей же отсутствует напрочь.

Культурная политика, ориентированная на легитимизацию в общественном сознании бизнеса и предпринимательства, должна формироваться с учетом специфики различных возрас-тных, этнических, социально-профессиональных и других групп. Каждая из таких групп требует выработки специальной, адресованной к ней стратегии, учитывающей ее особенности, значение в обществе и перспективы.

Старшая возрастная группа (после 55 лет)

С точки зрения восприятия ценностей свободного предпринимательства и воздействия на общую ситуацию в обществе эта группа в целом абсолютно бесперспективна. Но и значение этой группы в формировании настроений активной части общества сейчас минимально. Ее представители в основном закончили трудовую деятельность. Люди эти в массе своей дезориен-тированы, растеряны. По отношению к этой группе речь может идти лишь о примирении с ре-альностью. Благотворительность бизнеса, дешевые столовые, раздача рождественских подарков поможет старикам смириться с новыми реалиями. Значимый с точки зрения интересов бизнеса результат такой работы скорее нужно ожидать в следующем за ними поколении. Помощь не-мощным должна стать аргументом, влияющим на жизненный выбор среднего поколения, кото-рое несет на себе реальный груз помощи старикам и, в отличие от молодежи, само думает о ста-рости, а потому более чувствительно к такой помощи.

Среднее поколение (30-55 лет)

Это основная деятельная часть общества, костяк экономики. По приблизительным оцен-кам, до 50 млн. чел. в этой группе придерживаются традиционалистских (для нашей страны) ориентацией. Нужно задействовать все традиционные ценности и стереотипы сознания для ле-гитимации бизнеса, сделать принятие новых реалий психологически комфортным, безболезнен-ным для традиционалиста. Основное направление этой работы - соединить образ предпринима-теля (либеральной экономики) с безусловными ценностями традиционного сознания - честно-стью, патриотизмом, добротой, справедливостью, идеалом всеобщего достатка и т.д.

Молодежь (после окончания школы и до 30 лет)

Эта группа культурно и психологически наиболее готова к восприятию нового образа жизни и его ценностей и, в конечном счете, наиболее значима для судеб предпринимательства в России. Масса признаков говорит о том, что молодежь готова сделать жизненный выбор в поль-зу предпринимательства, что этот выбор индивидуализирован и делается в пользу свободы от государства.

В этом убеждает многое: и ничтожный процент молодежи в рядах движений, противо-стоящих новому, и крайне слабая ее политизированность, граничащая с сознательной аполитич-ностью, ориентация на личные проблемы, прагматизм. Молодежи чужды вечные интеллигент-ские страдания о судьбе России.

В последние десятилетия советской эпохи получило сильный размах явление, известное как "неформалы образа жизни" - хиппи, панки и др. группы, сознательно избирающие асоциаль-ную позицию, маргинализацию. Сегодня эти движения явно сходят на нет. Асоциальность по-рождалась отсутствием социальных перспектив. С новыми реалиями молодежь качнулась от хиптусовок и кришнаистских радений к ларькам договорной торговли, в коммерческие структу-ры, на Арбат. Важно и то обстоятельство, что большинство лидеров молодежной среды, а также ее кумиры и идолы - представители рок культуры, ведущие "Взгляда" - давно и прочно вошли в бизнес.

Молодежь во все времена самоидентифицируется, отталкиваясь от предшествующего поколения. Сейчас это тем более легко, поскольку она лишена корежащего опыта "совковой" жизни. Остается предложить ей новые образцы, нормы и ценности.

Для молодежи необходимы два типа образцов:

1. Образец-сверстник ("я сегодня") - это тот идеал, на который он ориентируется сегодня. Это должен быть рок-певец, молодой предприниматель или выпускник МГУ, работающий по контракту в Бельгии, а не мальчик из солнцевской группировки или валютная проститутка.

2. Образец-старший ("я завтра") - тот, кем он мечтал бы стать лет через десять (дальше созна-ние молодого человека не заглядывает). Сегодня есть уникальная возможность вылепить га-лерею таких образов из молодых лидеров бизнеса, а также политиков и деятелей культуры, представляющих близкие бизнесу ценности.

Следует помнить о том, что молодежи чужды многие проблемы старших поколений. Так, чрезмерная политизация или любая внутренняя полемика, связанная с изживанием большевизма и социалистического прошлого, ее просто раздражает. Это не актуально. Гораздо актуальнее проблема соотношения с асоциальной ориентацией (хиппи, панки), которая должна восприни-маться как не престижная; или с антисоциальной, паразитической (преступные структуры) - как аморальная.

Дети (дошкольного и школьного возраста).

Дети - огромная группа общества, решающая в стратегическом плане. По нашему убеж-дению, роль детей и потенциальные возможности в работе с ними совсем не осознаны. Сейчас они отданы на откуп стихийным процессам и разлагающейся советской школе, в то время как на работе с детьми должно быть сконцентрировано особое внимание.

Дело в том, что дети осознали себя уже "после коммунизма", и все, что памятно и акту-ально для нас, - для них история. Они оказались в обществе, переживающем глубокий вакуум позитивных моделей, мифов, архетипов, определяющих собой базовое отношение к миру. И сейчас дети черпают эти необходимые каждому человеку вещи из американских мультфильмов, видео и роккультуры.

Культурологи и социальные психологи отмечают, что базовые ценности общества фор-мируются в сказках, детских стихах, историях для детей. Здесь в свернутом виде присутствует все то, что позднее разворачивается в сознание взрослого человека: мифы, нормы и ценности, жизненные ориентиры. Со всем этим в нашей стране полная катастрофа. Все то, что есть - глу-боко вчерашнее и противостоит ценностям либерализма (уникальные исключения, такие, как "Стрекоза и муравей", теряются в общем потоке), а если же соответствует, то переводное. Рус-ская народная сказка несет идею догосударственной, крестьянской

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»