Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Огюст Конт как основатель позитивной социологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ПЛАН.

1. Введение. Зарождение социологии как науки.

2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.

1.1 Идейные истоки творчества О. Конта.

1.2 Основные идеи.

• классификация наук

• идея «социальной системы»

• семья в понимании О. Конта

• «прикладная социология»

1.3 Закон трех стадий.

• Теологическая стадия

• Метафизическая стадия

• Позитивная стадия

1.4 Предмет и задачи социологии

1.5 Методы социологии

3. Заключение.

ОГЮСТ КОНТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ НАУКИ

ОБ ОБЩЕСТВЕ - СОЦИОЛОГИИ.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубо¬кими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые ре¬лигиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные по¬требности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или ина¬че фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали уси¬ливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социо¬логии было ответом на эти изменения.

Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными философски¬ми концепциями, с одной стороны, и естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отраба¬тывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе, которая бы соответст¬вовала методам естественных наук. В силу этого в область социального по¬знания начали вторгаться не только строгие научные методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм, структура¬лизм, эволюционизм и т. д.). Поэтому с момента своего появления социо¬логия несла на себе и блеск научной респектабельности, и глубокие тени естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта исследова¬ния, что определялось соответствующим уровнем развития естествознания.

И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения социоло¬гии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле со¬циологии и специфике ее познавательных средств.

Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Рабо¬тал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.

На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Мон¬тескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказы¬ваются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои ге¬ниальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, под¬черкивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря действительно было существенным, но не прямым, так как многие его идеи получили иную интерпретацию. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных убеждений, был сторонником сильного государства, соци¬ального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классо¬вый мир и категорически защищал частную собственность, чем и объясня¬ется холодное отношение к нему Маркса и его последователей.

Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе пози¬тивной философии», в 1851 - «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах - «Система позитивной политики, или Трактат, устанав¬ливающий религию человечества» (в 4 томах), после смерти - «Завещание Огюста Конта» (в 4 томах). Умер О. Конт в бедности, забытый своими учениками и последователями.

Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуаль¬ный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии сис¬темы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобра¬зований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может про¬изойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию» будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, со¬циальной практики и т. д.

Идея объединения наук, сведения всей совокупности знания к ограни¬ченному числу простых и ясных положений, например к законам Ньютона, была популярной еще в XVIII веке. Однако Конт стремился к органи¬ческому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерар¬хически не сводятся к простым законам физики. «Я имею в виду рас¬смотреть - писал Конт, - как каждая из основных наук относится ко всей позитивной системе и какой характер ее направления, т. е. науку с двух сторон: ее существенные методы и ее главные результаты».

Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историче¬скому (по времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основ¬ные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания. Социо¬логия напротив - непосредственно связана с практикой, сложна, конкрет¬на, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

В своей классификации наук Конт пытался избежать упрощенного редукционизма. Появление социологии он связывает не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Без становления и укрепления духа «позитивных» наук, без использования методов экспериментального естествознания социология невозможна. Она возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Каждая предшествующая наука в классификации Конта становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Но «высшие» науки несводимы, как по содержанию, так и по методам, к низшим. Наиболее близкой и родственной социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета исследования, каковым выступает целостная система, поэтому в биологии и социологии нельзя следовать аналитическим путем, т. е. двигаться от части к целому. Сообщество животных или человеческое общество - это не механический агрегат индивидов, а нечто цельное, обобщенное. Эта целостность существует самостоятельно и определяет свойства составляющих ее частей Соот¬ветственно движение познания должно идти от целого к части. Идеи сис¬темности общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и его критика сторонников со¬циологического номинализма, в том числе «социальной физики» Кегле, решение использовать особый термин для обозначения новой социальной науки - социология.

В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею «социальной системы», т. е. признание факта существова¬ния общества как своего рода организма, определенной целостности, эле¬менты которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как обще¬ство выступает первичной реальностью и развивается по своим внутрен¬ним естественным законам. Причем из всех существующих систем обще¬ство отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается посто¬янным изменениям. Биологические организмы в этом отношении значи¬тельно более стабильны. В обществе же каждое состояние определяется предшествующим и влияет на будущее. Социальные явления по своей при¬роде историчны. Однако в качестве общего предмета социологии Конт, следом за Кондорсе, объявляет глобальное общество, Человечество. Конта интересует не столько смена общественных систем (как, например, в тео¬рии формаций К. Маркса), сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между исто¬рическим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формально¬логическим анализом общества как такового нашло свое выражение в де¬лении социологии на социальную статику и социальную динамику, что по¬требовало от Конта общих определений понятий социальной целостности, ее структуры,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»