Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Потребительство как социальный феномен современности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики и социологии

Кафедра социологии

Потребительство как социальный феномен

современности

Курсовая работа

студента группы 1323

Алишева Т.Б.

Научный руководитель

Падерина О.В.

Казань 2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО 7

1.1 Потребление как разновидность экономического поведения 7

1.2 Развитие потребления: история проблемы 12

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 24

2.1. Объективные причины формирования потребительства 24

2.2. Субъективные факторы усиления тенденции потребительства 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Введение

Начиная с XX века, изучение потребления как особого социального фе-номена становится весьма актуальным для всех общественных наук.

Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в общест-ве – все это послужило толчком в развитиии новой отрасли знания в общест-венных науках – «социологии потребления». Интерес социологии к экономи-ческой изначально категории «потребление» проявляется в исследовании та-ких аспектов потребления, как мода; образцы потребления; культура потреб-ления в рамках определенного образа жизни; характер социальных отноше-ний, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления матери-альных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.

В социологии потребление рассматривается как социальный и социаль-но-психологический феномен, как сфера социализации личности, формиро-вания социальных норм, ценностей, культуры. Здесь фокусируются отноше-ния между людьми, именно поэтому она привлекает внимание социологов.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социо-логии – М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоре-тическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в пе-риод с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т. Веблен [5], например, в конце XIX в. пред-ложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [11,12] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выраже-ния и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт [14] предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер [4] формулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях проблемы потребления. Следует так же обратить внимание на вклад К. Маркса [19] в становление проблематики потребления, который, изучая характер потребления в капита-листическом обществе, раскрыл значения таких понятий как «товарный фе-тишизм», «закон возвышения потребностей», «формационные типы потреб-ления».

Особенности этапа, связанного с развитием массового производства и массового потребления в первой половине XX века отражены в возникших в 1950–1960-е гг. в западной науке концепциях «общества потребления», авто-рами которых являются крупнейшие социологи: У. Ростоу, Ж. Форрестье, Р. Арон [1], Дж. Гэлбрейт. Характер потребления в постсовременных обще-ствах описывается в работах ряда других известнейших ученых: Ж. Бодрийяра [4], П.Бурдье, Д. Лиона, С. Майлза [32], М. Фезерстоуна [31], Э.Фромма [27, 28], и др. Многие из них указывают на опасности, таящиеся в усиливающейся тенденции к потреблению. Большинство авторов отмечают также, что в постсовременном обществе усиливается символическая функция потребления. Потребление становится своего рода звеном, частью более ши-рокого символического обмена, в который вовлечены все члены общества.

Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера [24], который рас-сматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим ши-рокое распространение в последние десятилетия XX века. Другой крупный современный теоретик потребления – француз П.Бурдье [2]. Главной его ра-ботой, посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о вкусе" (первое Французское издание вышло в 1979 г.). Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского соци-ального психолога и социолога И. Гофмана [8].

В отечественной науке проблема потребления изучается недостаточно. Начиная с середины 1980-х гг., стали появляться объективные исследования, посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах Л. Н. Жилиной [9], А. Г. Здравомыслова [10] и др. значительное внимание уделяется изучению структуры потребления, образа жизни, стиля и уровня жизни, характерных для различных социальных слоев российского общества. В советский период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые изучали тенденции, динамику, структурные изменения потребления населе-нием продовольственных и непродовольственных товаров, закономерности изменения данной сферы общественного воспроизводства под влиянием на-учно-технического прогресса.

Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления можно выделить целый ряд имен, среди них: И. В. Алешина, В. Л. Афанасьевский, Л. Г. Бызов, А. Б. Гофман, В. И. Ильин, М. Д. Красиль-никова, С. В. Краснов, В. Г. Николаев, А. А. Овсянников, В. В. Радаев[23], Н. М. Римашевская, Я. М. Рощина, В. П. Терин и др.

Глубокий анилиз такого явления, как мода, осуществил российский со-циолог А. Б. Гофман, предлагая новое более широкое понятие определения «мода», подробно анализируя структуру и функции моды. Работы В. И. Ильина [14] являют собой по сути вводный курс в дисциплину «потре-бительское поведение».

Анализ научной литературы показывает, что характерный для западного общества на протяжении последних 2-х столетий непрерывный рост матери-ального благосостояния впервые в истории обеспечивает людям комфорта-бельный уровень потребления, но, вместе с тем, создает явление, обозначае-мое термином "потребительство". Это – особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования.

В нашей стране в силу низкого (в среднем) уровня потребления, казалось бы, нет серьезных предпосылок для формирования подобных тенденций в общественном сознании и психологии. Но! Во-первых, их появление было отмечено уже в последние два десятилетия советской власти. Значительную роль в этом сыграла, например, активно формировавшаяся уже тогда психо-логия социального и экономического иждивенчества. Наличие у страны ко-лоссальных сырьевых ресурсов создавало иллюзию возможности нескончае-мого благополучия. Во-вторых, возникшее и продолжающее усиливаться сильное социально-экономическое расслоение в обществе не способствует оптимизации процессов в сфере потребления. В-третьих, ни одно общество не может существовать в изоляции от общемировых тенденций и проблем.

Исходя из сказанного в данной курсовой работе ставится цель: опреде-лить место феномена потребительства в современной общественной жизни и общественном сознании, раскрыть основные факторы влияющие на форми-рование и развитие этого явления.

Объектом исследования в работе является социально-экономическое по-ведение человека в условиях развития рыночных отношений. Предмет иссле-дования – потребительство как социально-экономический и социально-психологический феномен.

Глава 1. Потребление и потребительство

1.1 Потребление как разновидность экономического

поведения

Если рассматривать феномен потребление в широком контексте исто-рии человечества, то связь его с экономическим поведением не кажется столь уж очевидной. Потребление изначально возникло для удовлетворения ви-тальных потребностей индивида, когда ни о какой экономике не могло быть и речи. Учеными уже давно доказано, что человек не имеет собственных внутренних источников энергии, и потому он вынужден искать их вне своего организма. В первобытном мире единственным источником пропитания была природа. Древнейшие люди, еще не научившиеся земледелию и скотоводст-ву, были вынуждены заниматься собирательством и охотой, целиком и пол-ностью завися от окружающей их среды. На этом раннем этапе человека трудно назвать и производителем, так как по сути он мало чем отличался от животных. С биологической точки зрения такой процесс потребления был своего рода круговоротом веществ между человеком (или животным) и при-родой: люди собирали съедобные ягоды и травы, а взамен возвращали пере-работанный органический материал.

Вскоре, обретая новые навыки производства, индивид все более отда-лялся от того первоначального образа жизни. Возникающая социальная орга-низация – общество – взяла на себя многие функции естественной окружаю-щей среды. Большинство процессов до этого протекавших в непосредствен-ном контакте и взаимодействии между человеком и природой, стали опосре-дованы социальными отношениями. Так почти в каждом роду или

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»