Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Правительство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Правительство.

Правительство – коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации.

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Кабинет – в Японии, Совет министров (Правительство) – во Франции, на Кубе, Совет министров – в Индии, Государственный, Федеральный совет – в Швейцарии, Административный совет – в КНДР, Правительство – в Чехии, Колумбии, и т.д. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера – Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры – комитеты Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и совет кабинета, когда председательствует Премьер-Министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются.

В президентских республиках, и в некоторых дуалистических монархиях администрация с общей компетенцией возглавляется не коллегиальным органом, а единолично президентом или монархом. Поэтому, например, в США вряд ли можно говорить о наличии правительства, ибо каждый из министров подчинен только Президенту, Кабинет же, объединяющий их всех, коллегиальным органом не является, решений не принимает, а только их обсуждает. Решения центральной исполнительной власти общей компетенции принимаются только Президентом.

Правительство бывает:

- Беспартийное правительство образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такового правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что служебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время. В демократических странах представители той или иной партии в правительстве не следуют указаниям центральных органов партии, находящихся вне парламента, а, именно руководящие деятели парламентской фракции или ее представители в правительстве считаются главными лидерами партии.

- Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентской или смешанной форме правления в том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близкое к нему большинство мест в парламенте или его нижней палате. Так обычно бывает в Великобритании. В президентских республиках, где имеется правительство, президент обычно формирует его из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных политических целях включает в него отдельных выходцев из других партий. При тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состоит из членов руководящей «партии».

- Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной или смешанной форме правления, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте (его нижней палате) такого большинства, которое бы позволило сформировать правительство однопартийное, т.е. – это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие. Коалиционные правительства создаются обычно в Германии, Италии. В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.

Компетенция правительства, осуществляющего текущее управление страной, охватывает любые вопросы государственной жизни. Конституция может определять компетенцию правительства как такового, но может и выводить ее из компетенции главы правительства. В государствах с парламентской формой правления правительство на практике осуществляет всю или в подавляющей части компетенцию главы государства, имея собственные конституционные функции и полномочия. Для «социалистических» конституций, как и для ряда демократических, характерно более подробное регулирование компетенции правительств (зачастую в виде каталога функций, а не полномочий), и эту традицию унаследовали некоторые пост - «социалистические» конституции. В федеративных государствах, а также децентрализованных унитарных (Испания, Италия) компетенция правительства укладывается в рамках общегосударственной (федеральной) компетенции.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании правительства можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования правительства: парламентскую и внепарламентскую.

Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархи, а также некоторых смешанных республик. В последнем случае нужно различать формально внепарламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку правительство нуждается в доверии парламента (нижнюю палаты), как это имеет место во Франции, и реально внепарламентскую, при которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не нуждается и формируется совершенно независимо от него.

Парламентская модель предусматривает образование правительства на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте – обычно выборов в нижнюю палату). Это характерно для парламентских республик и монархий и многих смешанных республик. Глава государства назначает главу правительства, в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им правительство будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту.

Парламенты рассматриваются как органы законодательной власти, а иногда и как такие, которые своей деятельностью формально обеспечивают функционирование и само существование других высших органов.

По определению, парламенты - это выборные и коллегиальные высшие органы государства, которые функционируют в условиях демократического правления и имеют своими главными полномочиями полномочия в сфере законотворчества. В случае формирования парламента на общенационально уровни и на уровне их субъектов, в федерациях, полномочия законодательных органов двух уровней разграничиваются на основах, определенных федеральной конституцией.

Деятельность парламентов определяет характер и содержание парламентаризма.

Парламентаризм - это система такого взаимодействия государства и общества, для которой характерными есть признание ведущей или, в наше время, особой и достаточно существенной роли в осуществлении государственно-властных функций общенационального постоянно действующего представительного органа. Такое определение парламентаризма означает, что его не следует связывать с какими-то конкретными формами государственного правления. Явление парламентаризма в той или другой форме присущее каждой демократической стране.

При определении характеристики парламентаризма, для её полноты, следует учитывать структуру и организацию, содержание компетенции и главные направления деятельности самих представительных органов. Рассмотрение этих вопросов позволяет составить объективное мнение о том, как реализуются основы теории народного представительства, насколько их природа отвечает политическим потребностям сегодняшнего дня. Только через анализ общих закономерностей построения и определение основных функций парламентов и при учете соответствующих особенностей, присущих отдельным странам, можно установить реальную роль представительных органов в осуществлении государственной власти, их настоящее место в государственном механизме.

Понятие “парламент” имеет обобщающее значение. Представительные органы нередко носят другое официальное название. Наиболее распространенным из них - национальные сборы. Это название довольно удачно передает характерные особенности парламента как общегосударственного органа. Близкими по смыслу к ней являются названия: народные сборы (зафиксировано в конституциях Албании и Болгарии) или государственные пошлина (Эстония и Венгрия). В некоторых странах название парламента отражает форму государственного устройства - федеральное (союзное) собрание (Россия, Швейцария). Что касается скандинавских стран, то здесь парламенты имеют сугубо индивидуальные названия. Например, в Дании это фолькетинг, в Исландии - альтинг, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг. В конце концов, существуют страны, представительные органы которых имеют такие названия, как законодательные сборы (ассамблея) или палата представителей (депутатов). Все эти названия так или иначе указывают на одну из главных формальных примет представительства - коллегиальный характер соответствующих государственных органов.

Строение парламентов

Одним из исходных моментов в характеристике парламентаризма, как общего явления, и при определении особенностей представительных органов конкретных стран является их построение. В свою очередь, главным признаком

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»