Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Проблемы социализации подростков

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

Проблемы социализации подростков

в современной России

Курсовая работа

студентки 2 курса (гр.202)

Шредер Т.А.

Научный руководитель

доцент, канд.филос.наук

Ксенофонтова В.В.

Екатеринбург, 2002

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток. 5

Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. 9

Глава 3. Главные институты социализации подростка: семья и группа сверстников. 19

Заключение. 30

Введение

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фа-за, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.”

Употребление терминов “психологический”, “социально-психологиче-” ский кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологиче-ский - с точки зрения значимости его для общества.

Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антро-полог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об от-сутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался осно-ватель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова). Поэтому проблемы молодежи ис-следуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Итак, что же определило выбор темы? Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с об-ществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средст-вами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших про-блем - проблема “отцов и детей”. Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с роди-тельскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его буду-щем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных усло-виях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас на-вязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно.

То, как подросток социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Та-ким образом, актуальность темы несомненна.

Итак, современное общество требует новых подходов к изучению проблем мо-лодёжи, новых путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти пути их разрешения или хотя бы смягчения- вот цель настоящей работы.

Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Че-рез некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом уста-новок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, называемого социали-зацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Со-циализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уни-кальность данного индивида как личности.

Рассмотрим наиболее популярные теории формирования личности, осознания человеком своего “Я”.

Чарльз Кули отводит решающую роль в социализации индивида первичным группам - семье, друзьям, - которые характеризуются неформальными, доверитель-ными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребёнка с членами таких групп вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули придаёт мнениям и представлениям окружающих ребёнка лиц. Под их влиянием у индивида развивается так называемое “зеркальное Я”. Другие лю-ди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими формируется его собственное “Я” как сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказы-вается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактиче-ски, “зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребёнка. Благо-даря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окру-жающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первич-ных группах субъективное Я становится всё более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтро-ля, он всё в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы.

Джордж Мид уделял большее внимание символам и жестам в процессе взаимо-действия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид полагал, что необходи-мой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия явля-ется способность, формирующаяся ещё в детстве, принимать на себя роли других лю-дей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребёнка прини-мать на себя определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим, развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему. Крите-рием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль “обобщённого другого”, под которым Мид понимает некий обобщённый образ кол-лективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, за-кономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть раз-личные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и средства массовой информации. Радио, газеты, телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т.д. Все эти посредники между человеком и обществом называют-ся институтами и агентами социализации.

Агенты и институты социализации - это помощники человека в процессе его социализации, какие-либо люди и учреждения.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»