Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Программа прогнозного исследования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ» НА ТЕМУ

«Программа прогнозного исследования

динамики подготовки научных кадров в Нижегородской области»

Выполнила студентка факультета ГиМУ 512 группы

Якимишина Т.О.

Проверила

Гусева Г.А.

Санкт-Петербург

2004 год

Содержание

1. Формулировка социальной проблемы……………….3

2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации прогноза………………………………………………………….3

3. Построение исходной модели объекта

прогнозирования……………………………………………4

4.Построение прогнозной модели объекта

прогнозирования…………………………………….……13

Вывод…………………………………………………17

Библиография……………………………………….19

1. Формулировка социальной проблемы

Падение роста числа аспирантов, качества подготовки и количества выпуска как уменьшение возможности дальнейшего общественного развития.

Происходящие изменения в экономике тесно связаны с человеческим фактором. Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического потенциала. Их численность, структура, качество подготовки в значительной степени определяют возможности дальнейшего общественного развития.

Для Нижегородской области, не имеющей на своей территории природных сырьевых запасов, стратегическим ресурсом являлась интеллектуальная собственность. В докризисный период наука была опорной и перспективной отраслью областной экономики, обладающей высоким кадровым потенциалом. Однако, под влиянием многих негативных факторов, сопровождающих период экономической нестабильности, в настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров.

Особенно обращает на себя внимание проблема старения высококвалифицированных специалистов, а также становления и закрепления молодых ученых в сфере науки. По данным 2002 г., в организациях области, выполняющих научные исследования и разработки, лишь каждый пятый был моложе 30 лет. В то же время более 40 % численности исследователей достигли предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше). При этом к данной категории принадлежало более 85 % ученых со степенью доктора наук и 66 % - со степенью кандидата наук. Следует отметить также, что среди исследователей каждый пятый доктор наук был в возрасте старше 70 лет.

2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации прогноза

Объект: аспиранты Нижегородской области.

Предмет: динамика численности поступления и выпуска аспирантов Нижегородской области.

Целевая ориентация: прогнозирование динамики приема и выпуска аспирантов Нижегородской области.

Задачи:

1. Прогноз количества поступающих в аспирантуру Нижегородской области.

2. Прогноз количества выпускающихся из аспирантуры Нижегородской области.

3. Анализ, полученных прогнозов по Нижегородской области.

Данный прогноз является поисковым, так как будут условно продолжены в будущем наблюдаемые тенденции.

3. Построение исходной модели объекта

прогнозирования

Основным видом подготовки научных кадров является обучение в аспирантуре. В 2003 г. в Нижегородской области подготовку аспирантов осуществляли 26 организаций, в том числе 15 аспирантур высших учебных заведений и 11 аспирантур научно-исследовательских институтов. На конец года в аспирантуре обучалось 3050 человек (в 2002 г. – 2798 человек).

В прошедшем десятилетии (1994-2003) наблюдалась устойчивая динамика роста аспирантов. Их численность увеличилась за этот период в 3.6 раза. В последние два года интенсивность роста численности заметно упала. Если в предыдущие годы ежегодные темпы роста слушателей аспирантуры достигали 16-17 %, то в 2002 г. их уровень снизился вдвое, а в истекшем году не превышал 9 %.

В целом изменение темпов в сторону уменьшения обусловлено их заметным снижением в аспирантуре очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очного отделения занимают в общей численности основную долю (в 2002 г. – 70, 4 %, в 2003 г. – 68, 8 %). Так, в 2002- 2003 гг. по сравнению с 2001 г. темпы роста численности аспирантов очного отделения снизились соответственно на 8.8 и 9.7 п.п.

Основным звеном в деятельности аспирантуры является аспирантура высших учебных заведений. За последние 10 лет доля контингента вузовской аспирантуры в общей численности аспирантов возросла с 89,6 % до 93,5 %. В абсолютном выражении их численность выросла в 4,5 раза имея на всем протяжении положительную динамику. В то же время численность слушателей аспирантуры научно-исследовательских институтов увеличилась лишь в 2,7раза. При том за период 2000 - 2002 гг. наблюдалось ежегодное сокращение oбучающихся в этих организациях и только в истекшем году здесь зарегистрирован рост на 8,8 % в том числе наиболее значительный (в 1,2 раза) - в аспирантуре очного отделения.

□ всего □ в том числе ВУЗы □ ВНИИ

Рис 1 Динамика численности аспирантов ВУЗов н НИИ

на конец года (человек)1

В среднем в учреждениях и организациях области, занимающихся аспирантской подготовкой, доля аспирантов до 26 лет составила в истекшем году 76,4% (в 2000 г -75,4%, 2002 г - 77,4%) В аспирантуре очной формы обучения доля самой молодой категории слушателей была, безусловно, выше и имела в последние годы хотя и незначительную, но положительную динамику 2000 г - 87,2%, 2002 г - 88,1,2003 г - 89,3%. Распределение общей численности аспирантов по возрастным категориям

___________________

1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.

характеризуется данными, приведенными в таблице 11:

Возраст 2003г, человек 2003 г ь% к 2002 г Доля в обшей численности, в %

всего я той числе очная форма

обучения всего в том числе очная форма обучения всего в той числе очи ал форма

уч

До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893

27-30 386 157 110,0 91,3 126 7,5

31-34 138 43 110,4 935 45 2,0

35-38 66 13 985 162,5 2.2 06

39 и старше 131 12 145,6 150,0 43 06

Возраст 2003 г, человек 2003 г в % к 2002 г Доля в общей численности, в %

всего в том числе очная форма

обучения всего в том числе очная форма обучения всего в том числе очн ая форма

До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893

27-30 386 157 110,0 91,3 12,6 7,5

31-34 138 43 110,4 935 4,5 2,0

35-38 66 13 98,5 162,5 2,2 0,6

39 и старше 131 12 145,6 150,0 4,3 0,6

Возраст 2003г, человек 2003 г ь% к 2002 г Доля в обшей численности, в %

всего я той числе очная форма

обучения всего в том числе очная форма обучения всего в той числе очи ал форма

уч

До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893

27-30 386 157 110,0 91,3 126 7,5

31-34 138 43 110,4 935 45 2,0

35-38 66 13 985 162,5 2.2 06

39 и старше 131 12 145,6 150,0 43 06

Возраст 2003г, человек 2003 г ь% к 2002 г Доля в обшей численности, в %

всего я той числе очная форма

обучения всего в том числе очная форма обучения всего в той числе очи ал форма

уч

До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893

27-30 386 157 110,0 91,3 126 7,5

31-34 138 43 110,4 935 45 2,0

35-38 66 13 985 162,5 2.2 06

39 и старше 131 12 145,6 150,0 43 06

По сравнению с предыдущим годом в большинстве отраслей наук (в 15 из 20) отмечалось увеличение числа слушателей. Устойчивая положительная динамика последних 10 лет сохранилась в 11 отраслях наук, включая ведущие отрасти физико-математические технические и экономические где прирост составил соответственно 2,8 % о 8,9 % и 7 %. Вместе с тем в последние два года наблюдалось заметное уменьшение численности обучающихся в отраслях сельскохозяйственных наук (в 2002 г-на 9%, в 2003 г - на 21,6%).

Важным аспектом деятельности аспирантуры является организация приема специалистов.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»