←предыдущая следующая→
1 2 3
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ» НА ТЕМУ
«Программа прогнозного исследования
динамики подготовки научных кадров в Нижегородской области»
Выполнила студентка факультета ГиМУ 512 группы
Якимишина Т.О.
Проверила
Гусева Г.А.
Санкт-Петербург
2004 год
Содержание
1. Формулировка социальной проблемы……………….3
2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации прогноза………………………………………………………….3
3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования……………………………………………4
4.Построение прогнозной модели объекта
прогнозирования…………………………………….……13
Вывод…………………………………………………17
Библиография……………………………………….19
1. Формулировка социальной проблемы
Падение роста числа аспирантов, качества подготовки и количества выпуска как уменьшение возможности дальнейшего общественного развития.
Происходящие изменения в экономике тесно связаны с человеческим фактором. Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического потенциала. Их численность, структура, качество подготовки в значительной степени определяют возможности дальнейшего общественного развития.
Для Нижегородской области, не имеющей на своей территории природных сырьевых запасов, стратегическим ресурсом являлась интеллектуальная собственность. В докризисный период наука была опорной и перспективной отраслью областной экономики, обладающей высоким кадровым потенциалом. Однако, под влиянием многих негативных факторов, сопровождающих период экономической нестабильности, в настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров.
Особенно обращает на себя внимание проблема старения высококвалифицированных специалистов, а также становления и закрепления молодых ученых в сфере науки. По данным 2002 г., в организациях области, выполняющих научные исследования и разработки, лишь каждый пятый был моложе 30 лет. В то же время более 40 % численности исследователей достигли предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше). При этом к данной категории принадлежало более 85 % ученых со степенью доктора наук и 66 % - со степенью кандидата наук. Следует отметить также, что среди исследователей каждый пятый доктор наук был в возрасте старше 70 лет.
2. Определение объекта и предмета прогнозирования, целевой ориентации прогноза
Объект: аспиранты Нижегородской области.
Предмет: динамика численности поступления и выпуска аспирантов Нижегородской области.
Целевая ориентация: прогнозирование динамики приема и выпуска аспирантов Нижегородской области.
Задачи:
1. Прогноз количества поступающих в аспирантуру Нижегородской области.
2. Прогноз количества выпускающихся из аспирантуры Нижегородской области.
3. Анализ, полученных прогнозов по Нижегородской области.
Данный прогноз является поисковым, так как будут условно продолжены в будущем наблюдаемые тенденции.
3. Построение исходной модели объекта
прогнозирования
Основным видом подготовки научных кадров является обучение в аспирантуре. В 2003 г. в Нижегородской области подготовку аспирантов осуществляли 26 организаций, в том числе 15 аспирантур высших учебных заведений и 11 аспирантур научно-исследовательских институтов. На конец года в аспирантуре обучалось 3050 человек (в 2002 г. – 2798 человек).
В прошедшем десятилетии (1994-2003) наблюдалась устойчивая динамика роста аспирантов. Их численность увеличилась за этот период в 3.6 раза. В последние два года интенсивность роста численности заметно упала. Если в предыдущие годы ежегодные темпы роста слушателей аспирантуры достигали 16-17 %, то в 2002 г. их уровень снизился вдвое, а в истекшем году не превышал 9 %.
В целом изменение темпов в сторону уменьшения обусловлено их заметным снижением в аспирантуре очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очной формы обучения, учитывая, что аспиранты очного отделения занимают в общей численности основную долю (в 2002 г. – 70, 4 %, в 2003 г. – 68, 8 %). Так, в 2002- 2003 гг. по сравнению с 2001 г. темпы роста численности аспирантов очного отделения снизились соответственно на 8.8 и 9.7 п.п.
Основным звеном в деятельности аспирантуры является аспирантура высших учебных заведений. За последние 10 лет доля контингента вузовской аспирантуры в общей численности аспирантов возросла с 89,6 % до 93,5 %. В абсолютном выражении их численность выросла в 4,5 раза имея на всем протяжении положительную динамику. В то же время численность слушателей аспирантуры научно-исследовательских институтов увеличилась лишь в 2,7раза. При том за период 2000 - 2002 гг. наблюдалось ежегодное сокращение oбучающихся в этих организациях и только в истекшем году здесь зарегистрирован рост на 8,8 % в том числе наиболее значительный (в 1,2 раза) - в аспирантуре очного отделения.
□ всего □ в том числе ВУЗы □ ВНИИ
Рис 1 Динамика численности аспирантов ВУЗов н НИИ
на конец года (человек)1
В среднем в учреждениях и организациях области, занимающихся аспирантской подготовкой, доля аспирантов до 26 лет составила в истекшем году 76,4% (в 2000 г -75,4%, 2002 г - 77,4%) В аспирантуре очной формы обучения доля самой молодой категории слушателей была, безусловно, выше и имела в последние годы хотя и незначительную, но положительную динамику 2000 г - 87,2%, 2002 г - 88,1,2003 г - 89,3%. Распределение общей численности аспирантов по возрастным категориям
___________________
1См.: Голубцов А.Н., Смолина М.А. Подготовка научных кадров в Нижегородской области//Вопросы статистики. - № 9. – 2004 – С.55.
характеризуется данными, приведенными в таблице 11:
Возраст 2003г, человек 2003 г ь% к 2002 г Доля в обшей численности, в %
всего я той числе очная форма
обучения всего в том числе очная форма обучения всего в той числе очи ал форма
уч
До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893
27-30 386 157 110,0 91,3 126 7,5
31-34 138 43 110,4 935 45 2,0
35-38 66 13 985 162,5 2.2 06
39 и старше 131 12 145,6 150,0 43 06
Возраст 2003 г, человек 2003 г в % к 2002 г Доля в общей численности, в %
всего в том числе очная форма
обучения всего в том числе очная форма обучения всего в том числе очн ая форма
До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893
27-30 386 157 110,0 91,3 12,6 7,5
31-34 138 43 110,4 935 4,5 2,0
35-38 66 13 98,5 162,5 2,2 0,6
39 и старше 131 12 145,6 150,0 4,3 0,6
Возраст 2003г, человек 2003 г ь% к 2002 г Доля в обшей численности, в %
всего я той числе очная форма
обучения всего в том числе очная форма обучения всего в той числе очи ал форма
уч
До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893
27-30 386 157 110,0 91,3 126 7,5
31-34 138 43 110,4 935 45 2,0
35-38 66 13 985 162,5 2.2 06
39 и старше 131 12 145,6 150,0 43 06
Возраст 2003г, человек 2003 г ь% к 2002 г Доля в обшей численности, в %
всего я той числе очная форма
обучения всего в том числе очная форма обучения всего в той числе очи ал форма
уч
До 26 лет (включительно) 2329 1873 107,6 1080 76,4 893
27-30 386 157 110,0 91,3 126 7,5
31-34 138 43 110,4 935 45 2,0
35-38 66 13 985 162,5 2.2 06
39 и старше 131 12 145,6 150,0 43 06
По сравнению с предыдущим годом в большинстве отраслей наук (в 15 из 20) отмечалось увеличение числа слушателей. Устойчивая положительная динамика последних 10 лет сохранилась в 11 отраслях наук, включая ведущие отрасти физико-математические технические и экономические где прирост составил соответственно 2,8 % о 8,9 % и 7 %. Вместе с тем в последние два года наблюдалось заметное уменьшение численности обучающихся в отраслях сельскохозяйственных наук (в 2002 г-на 9%, в 2003 г - на 21,6%).
Важным аспектом деятельности аспирантуры является организация приема специалистов.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|