←предыдущая следующая→
1 2 3
Происхождение девиации в поведении человека.
Реферат по социологии
С-Петербург.
_ _ _ _ _ _
1997.
Содержание
ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 2
Понятие девиации. 2
Норма и отклонение от нее. 3
ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ. 6
Определение причин девиации различными учеными. 6
Маргинализация и отклоняющееся поведение. 7
Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение. 10
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 11
Понятие девиантного поведения.
Понятие девиации.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого об-щества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общеприня-тым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, от-шельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежела-тельные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отноше-ниями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в лич-ностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного (от латинского deviatio - уклонение) поведения. У истоков социологии девиантного (от-клоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он вы-двинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реаль-ным отношениям, а новые еще не утвердились”.
Конституированию в качестве самостоятельного научного направ-ления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предпи-саниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институцио-нализированными ожиданиями” , а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклоне-ние - это в значительной степени приписываемый статус” , то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному дей-ствию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать дей-ствия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам” , то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуаль-ного поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются обще-принятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием пове-денческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных ком-понента девиации:
а)человека, которому свойственно определенное поведение;
б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведе-ние.
Таким образом, девиантность определяется в социологии как откло-няющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.
Норма и отклонение от нее.
Социология девиантного поведения относится к “сквозным” теори-ям, то есть специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный мо-мент в конкретном обществе социальных норм.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в дру-гом - никчемным бездельником. Нас как сотрудников правоохранительных органов в первую очередь интересуют причины не-гативного девиантного поведения.
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый ха-рактер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, криминологов. Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (полити-ческая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная пре-ступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.
Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти соци-альные явления, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории “социальная норма” и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и развитом обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.
“Социальная норма, -отмечает Я. И. Гилинский, -определяет исто-рически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.
Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в зако-нах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается обществен-ным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.
Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В дей-ствительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, то есть от-клонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной степенью дистанционности от нормы. Значительное отклонение от нор-мы определяется легко, труднее определить незначительные отклонения.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Разрушив нормы, сфор-мированные в советское время мы лихорадочно пытаемся создать нормы для нынешнего этапа своего развития, обращая свои взоры или на Запад или в дореволюционное прошлое.
В кризисные моменты скачкообразного развития государства неви-данный импульс получает развитие преступности. “В такие периоды развития государства, -отмечает Н. Г. Иванов, -нормы, выработанные в криминальной среде, становятся доминантными и сами, будучи порож-дением безнравственности, начинают свою работу по выработке соответствующих безнравственных идеалов”.
Например, результаты социологического исследования показали, что 1/4 респондентов признает, что они совершали противоправные дей-ствия, но в целом оценивают это поведение как нормальное для своей возрастной когорты . В данном случае мы сталкиваемся с феноменом “институционализации девиации”, своего рода превращением ее в соци-ально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения.
Причины отклоняющегося поведения.
Определение причин девиации различными учеными.
В социологии девиантного поведения выделяются несколько на-правлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе “Социальная структура и аномия”), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлага-ет для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, ли-бо различными видами отклоняющегося поведения (“инновация”, “ритуализм”, “ретретизм” и “мятеж”), в которых отвергаются или цели, или средства. или то и другое вместе.
Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Со-гласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Ко-эн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
Еще одно направление в изучении причин девиации представляет
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|