Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Реферат по социальной педагогике

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Оглавление

Введение 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ 5

1.1. Социализация и развитие личности 5

1.2. Феномены, механизмы и направления социализации 9

1.3. Современные теории социализации. 10

1.3.1. Западные концепции социализации личности. 10

1.3.2. Отечественные концепции социализации личности 20

1.4. Социальная ситуация развития личности в подростковом возрасте. 23

2. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ 29

2.1. Определения, типология, функции семьи 29

2.2. Семья как часть общества 36

2.3 Социализация в семье 39

Заключение 43

Список используемой литературы 44

Введение

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий форми-рования личности. Сказывается действие трех глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося глав-ным образом, на будущее.

Во-вторых, идет мучительное преодоление тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях, осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и пред-метно - деятельностного контекста формирования личности.

В-третьих, дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности. В качестве цели определяется вос-питание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков «социального самовыстраивания», самовоспитания.

Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает чело-веческий вид от всех других биологических видов.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется пу-тем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей дея-тельности [6,с.194].

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью кото-рых индивид приобретает социальную природу.

"Под социализацией принято понимать процесс овладения человеком социаль-ными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества". Это путь от биологического существа к общественному. Этот процесс происходит как в результате воспитания, т.е. целе-направленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двусторон-нюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, и общество, посредством воспитания, образования приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации, обусловливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Подростковый возраст - время перехода ребенка в мир взрослых, становления новой личности, и кому как не родителям помочь облегчить подростку процесс вхождения в общество. А важнейшим институтом социализации личности является семья. Роль семьи неоценима в качестве одного из путей преодоления духовного и социального кризиса.

На Западе в последнее время активно обсуждается необходимость интеграции социологии семьи и психологии развития с целью анализа социальных факторов в становлении личности как детей, так и взрослых на различных этапах их жизненно-го цикла. По сути, речь идет о разработке в области фамилистики нового направле-ния - психологической социологии. Это актуально и для отечественной науки. Так же, как и за рубежом, семейные проблемы изначально исследовались в рамках со-циологии, и лишь значительно позже психологи стали рассматривать семью в каче-стве важнейшего обстоятельства в развитии личности детей. Но, на стыке этих двух дисциплин пока нет, не только теоретических обобщений, но и представительных данных. Частые апелляции к зарубежным результатам бывают, неадекватны из-за социокультурной специфики.

В данной работе предполагается проанализировать не конкретные модели ро-дительского поведения и ценностей в процессе воспитания, а тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро изме-нений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме проводились, в основном, в рамках социологии семьи, причем на российских выборках их немно-го и главное внимание уделялось неполным семьям. Что же касается влияния соци-альных факторов, выводы об отсутствии различий «в направленности воспитания в различных социально-классовых и социально-демографических группах» либо ус-тарели в новых условиях, либо не совсем соответствовали и прежней советской дей-ствительности (из-за идеологической перегруженности «воспитательной» пробле-матики, несовершенства лобовых методик с набором социально одобряемых аль-тернатив и др.). В работах отечественных психологов преимущественно рассматри-вались семейные факторы, влияющие на развитие разного рода детских отклонений, в основном делинквентности и неврозов. Но обычно эти исследования проводились на достаточно специфических выборках, что не позволяет судить о ряде закономер-ностей среди обычного большинства семей, дифференцированных по разного рода, социально-демографическим признакам.

В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит ак-туальный характер.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИ-ЗАЦИИ

1.1. Социализация и развитие личности

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития обще-ства занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответ-ствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация». В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».

Говоря более простым языком, социализация - это процесс усвоения индиви-дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его ус-пешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации прини-мает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведе-нии, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

- игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обу-чение», «развитие личности».

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формиро-вания у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, ка-честв и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуа-ции, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него су-ществуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осущест-вляют свою «воспитательную деятельность», то этим они могут добиться формиро-вания не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной лич-ности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии оп-ределенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной систе-мы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные вы-ходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно).

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности на осно-ве принципа реальности, и «супер эго», или нравственный оценочный элемент. Со-циализация представляется З.Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех состав-ляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»