←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Р Е Ф Е Р А Т
По социологии
На тему:
Реформирование российского общества
и противоречия развития
молодого поколения
Выполнила: Лысякова И.И 108 гр. англ.язык
Проверил: Полутин Сергей Викторович
Саранск 1999
ПЛАН реферата
Введение_______________________________________ __3
Проблемы подготовки молодого поколения к труду. Противоречия____________________________________4-6
Проблематика и противоречия развития молодежи в системе образования______________________________6-8
Перестройка «Я-концепции»______________________8-10
Акцентуации характера у молодежи______________11-13
Выводы:_________________________________________14
Список использованной литературы________________15
ВВЕДЕНИЕ
Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с боль-шой натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта: не-посредственно предопределение путей производимого изменения и прогнозиро-вание, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших Россию не-ожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существен-но перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими по-колениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у не-го своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не без-нравственна, как это принято считать.
Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировос-приятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенден-ций развития социальной структуры «постпереходного» российского общест-ва.
Именно эти вопросы я попыталась отразить в своем реферате: противоречия в развитии молодого поколения, являющиеся непосредственным результатом реформ и постепенное формирование новых тенденций социализации.
Проблемы подготовки молодого поколения к труду. Противоречия.
Образование переживает не лучшие времена. Жестокость и насилие заполонили экраны кино и телевидения, тупые американские боевики с восторгом смотрят-ся неопытной молодежью, пропагандируется западная культура и западный об-раз жизни, причем пропагандируются именно те «отбросы», от которых на За-паде уже давно отказались, подставляя России грабли, на которые она со свой-ственной ей беспечностью обязательно наступит.
С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов общественного развития меняются и требования к образованию, в частно-сти - к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Это предполагает усиление направленно-сти трудового обучения и воспитания на развитие творческих возможностей учащихся, их подготовки к профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики. Кроме того, рыночные условия хозяйствования пред-полагают необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности работников, что, в свою очередь, требует новых подходов, целенаправленных средств подготовки учащихся к важному жизненному выбору, профессиональному самоопределению. В условиях кри-зиса ценностей образования и коммерционализации отношений между людьми, болезненность выбора будущего профессионального пути еще более обостряется. Изучение возможностей новых образовательных структур и форм, особенностей и путей профилактической профессиональной ориен-тации приобретает исключительное значение в теории и практике обучения и воспитания.
Для положительного решения этих проблем в науке и передовом опыте соз-даются определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные трудовые объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессио-нальной ориентации - «образовательные центры». Основой жизнедеятельно-сти хозрасчетных трудовых объединений является формирование у школьни-ков мотивированного увлечения каким-либо видом деятельности, возможно-го при свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от одного вида деятельности к другому.
Существенное влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда (творческого и особенности) оказывают также и другие факторы:
1. Организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение ви-дов и объемов труда с учетом особенностей личности; перспектива роста, стимулы).
2. Содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; нали-чие ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую деятельность).
3. Результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость продукта деятельности; количественные и качественные показатели).
Старшеклассники получают начальную профессиональную подготовку, необходимую для непосредственной трудовой деятельности. Улучшается успеваемость, около 70% учащихся продолжают образование или трудятся по ранее выбранной специальности.
Совершенствование системы образования с учетом социально-экономического развития, прогресса науки и техники диктуется необходи-мостью основательной подготовки молодежи к жизни и труду, перестрой-ки стиля и методов управления школой. Для этого необходимо:
1) продолжить разработки эффективных технологий обучения и воспита-ния с той целью, чтобы труд (производительный труд учащихся в осо-бенности) сопровождался интересом к технологии труда, его содержа-нию, будил творческую мысль учащихся;
2) обеспечить разработку механизма формирования в малых школах раз-новозрастных коллективов, где общение учащихся идет по возрастной вертикали;
3) подготовить методическое руководство учителю по развитию у школь-ников важнейшего качества самообучения - рефлексии, когда ученик из объекта педагогической деятельности превращается в ее субъект;
4) улучшать подготовку детей в школе через систему комплексов «школа-детский сад», «школа-производство», «школа-профучилище-техникум», «школа-вуз» и др.
5) внедрять в практику работы учителей-«многопредметников» идею межмпредметных связей через общеучебные (межпредметные) умения, расширять область переноса интеллектуальных умений на другие учеб-ные предметы и виды познавательной деятельности;
Возможность реализации молодежью своего потенциала в работе, в управлении - вещь необходимая для становления полноценного члена общества, но все пор-тит юношеский максимализм и часто неспособность принимать решения, или, скорее, нежелание нести ответственность за свои поступки и проступки.
«АРХАНГЕЛЬСК. В городах Архангельской области создаются молодежные парламенты. В Северодвинске он работает уже в течение года. В декабре пройдут выборы в молодежный парламент Новодвинска. Как сообщил руково-дитель городского отдела по делам молодежи А.Русаков, все документы под-готовлены, и в ближайшее время депутаты горсовета рассмотрят их на своей сессии. В новодвинский парламент войдут 20 депутатов в возрасте от 14 до 30 лет. На своих заседаниях они будут обсуждать городские законопроекты и молодежные проекты, на реализацию которых может выделить средства го-родской бюджет.
Молодежь Архангельска пока отстает от своих коллег, но уже состоялась встреча Комиссии по делам молодежи Архангельского горсовета и инициатив-ной группы по проведению выборов в молодежный парламент. Подготовитель-ную работу решили провести до января, а выборы наметили на весну 2000 го-да».
Усвоение молодежью навыков управления современной рыночной экономикой и попытка проявить себя в политике постепенно позволит создать оппозицию герентократии путем «омоложения» руководящих кадров.
Абстрактные идеалы и жизненные планы, невозможность быстрой социаль-ной и психологической адаптации к условиям взрослого мира из-за отсутствия трудовой подготовки, но возросшие (и зачастую непомерно) потребности…
Проблематика и противоречия развития молодежи в системе образования.
«Социальное творчество не присуще личности изначально».
Но вот проблема получения необходимых навыков, а точнее проблема получе-ния образования в нынешней России остро стоит перед каждым молодым чело-веком, ее актуальность налицо.
Еще несколько лет назад образование как таковое не имело ценности для мо-лодежи, много престижнее было, окончив училище, пойти в «комок». Сейчас все наоборот. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством прав на получение образования и различием в реализации этих прав молодежью из разных социальных групп является конкретным выражением данной пробле-мы. Привлекательность
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|