Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Самоубийство, как девиантное поведение

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной педагогики и психологии

ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НА ТЕМУ

САМОУБИЙСТВО, КАК ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Выполнила Андреева В.В.

ФС-961

Проверил Кириллов П.В.

Волгоград 1998

ПЛАН РАБОТЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПРОБЛЕМА САМОУБИЙСТВА

В ФИЛОСОФИИ

3. В МЕДИЦИНЕ

4. В ДРУГИХ ДИСЦИПЛИНАХ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. ЛИТЕРАТУРА

2

4

6

8

10

11

1. ВВЕДЕНИЕ

Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, явля-ются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из по-верхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не дей-ствуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилиза-ции. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начи-нали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство но-сило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

На протяжении последующей истории человечества менялись и ус-ложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпиде-мий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему са-моубийства в самых различных аспектах.

И рассуждая над этой проблемой, возможно в предложении: само-убийство, как девиантное поведение, нам в конце придется поставить знак вопроса.

2.ПРОБЛЕМА САМОУБИЙСТВА В ФИЛОСОФИИ

Задолго до возникновения суицидологии как медицинской науки са-моубийство изучалось философами. Начиная с античности до наших дней, огромное значение придает философия проблеме сознательного прекра-щения человеком собственной жизни.

Для философии проблема самоубийства никогда не была второсте-пенной, ибо от решения ее во многом зависит ответ на такие важные во-просы, как смысл жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом сво-боды личности.

Свободен ли человек в своей жизни и свободен ли он также в выборе своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках са-мого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать. Монтень по этому поводу говорил: “Почему ты жалуешь-ся на этот мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной тому твое малодушие: стоит тебе захотеть - и ты умрешь”.

Наиболее подробно вопросы о взаимосвязи самоубийства и свободы воли, самоубийства и смысла жизни отражены в философских работах А. Шопенгауэра, В. Соловьева, А. Камю, В. Франкла, З. Фрейда. Так, напри-мер, Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская про-блема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос филосо-фии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли ра-зум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно”. Датский фи-лософ Серен Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жиз-ненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: “Повесься - ты пожалеешь об этом; не повесься - ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости...”

Итак, самоубийство в философии рассматривается, как чрезвычайно сложное, комплексное проявление бытия человека во всей его многопла-новости. Самоубийство, если дать ему краткое определение, есть созна-тельное, самостоятельное лишение себя жизни. В этих двух основных де-финициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором по понятным соображениям, отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного случая, в котором отсутствует элемент сознательности и до-минирует случайность.

Однако, не касаясь спорных вопросов, коих немало в любой науке, можно констатировать, что в настоящее время принято рассматривать са-моубийство в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя суицидальные мысли, суицидальные приготовле-ния, суицидальные попытки и собственно акт суицида.

Многим философия представляется сугубо теоретической наукой, отвлеченной и в практической жизни малопригодной. Но в кризисные ми-нуты только она дает человеку совет и опору. В эти минуты оказываются никчемными и мелкими многие цели, казавшиеся главными в жизни, и выходят на первый план вопросы, которыми в обычные дни задаваться как-то не принято, - о смысле жизни, сущности человека, добре и зле... В переломные моменты от решения этих вопросов, в прямом смысле слова, зависит сама жизнь.

3. В МЕДИЦИНЕ

В медицине самоубийство изучается главным образом в рамках пси-хиатрии (частью которой является суицидология), медицинской психоло-гии и судебной медицины.

Психиатрию, собственно, интересует несколько вопросов: является ли самоубийство результатом психического расстройства или оно возмож-но у совершенно здорового в психическом отношении человека, подлежат ли в соответствии с этим лица, пытающиеся покончить жизнь самоубийст-вом, какому-либо лечению и каковы должны быть методы и формы про-филактики самоубийств? Мнения, что самоубийство является результатом психического заболевания, длительное время придерживались сторонники психопатологической концепции, которая однозначно рассматривала са-моубийство как выражение и результат психического заболевания.

Эскироль однозначно считал, что только в состоянии безумия чело-век способен покончить с собой и все самоубийцы - душевнобольные. В дальнейшем с помощью статистических методов было установлено, что только двадцать пять - тридцать процентов самоубийц страдали какими-либо психическими заболеваниями. Выдающиеся русские психиатры С.С. Корсаков, И.А. Сикорский, Н.И. Баженов, С.А. Суханов, В.Ф. Чиж, Ф.В. Рыбаков и другие в своих работах также отрицали абсолютное тождество самоубийства и душевного заболевания.

С точки зрения теории, которую можно охарактеризовать как анато-мо-антропологическую, самоубийство есть следствие наследственной ана-томической дегенерации, о чем якобы свидетельствует наличие у само-убийц таких признаков вырождения, как преждевременное зарастание че-репных костей, вдавлений и неровностей черепа, образование выпукло-стей на его основании и др.

Широкое распространение, в связи с влиянием на медицину, психо-логию и культуру в целом идей Зигмунда Фрейда, получила психоанали-тическая концепция, трактующая суицид как следствие нарушения психо-сексуального развития личности. По мнению Фрейда и его школы, влече-ние к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствия-ми, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубий-ству.

В соответствии с современными отечественными концепциями, са-моубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории, самоубийство представляет собой один из вариан-тов поведения человека в экстремальной ситуации. Суицидогенный кон-фликт и самоубийство могут быть вызваны реальными причинами (у здо-ровых лиц), базироваться на определенных патологических чертах харак-тера или являться результатом психического заболевания. При субъектив-ном ощущении неразрешимости конфликта обычными способами, избира-ется самоубийство.

Что касается остальных случаев, то уместно, видимо, вспомнить вы-сказывание великого русского психиатра В.Х. Кандинского, который сам страдал тяжелым психическим заболеванием и который считал, что “душа от того, что она заболевает, не перестает быть душой”.

4. В ДРУГИХ

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»