←предыдущая следующая→
1 2 3
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
на тему
«Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный
институт»
Выполнил: студент I курса юридического факультета заочного отделе-ния, группа № 11,
Крюков Роман Львович
№ ЮЗ-198889
Принял: Дречало Александр Алексеевич
Архангельск
1999
ПЛАН РАБОТЫ:
Введение 2
От группового брака к парной семье 2
Социальные институты 4
Социология семьи и брака 5
Функции семьи и их взаимосвязь 6
репродуктивная функция
экономическая функция
воспитательная функция
коммуникативная функция
Нравственные устои семьи 9
Типы отношений в семье 10
Психологический климат семьи 11
Лидер в семье 12
Вывод 14
Список литературы 16
Введение
В деятельности партийных, общественных организаций есть такая сторона, которая сегодня пока еще нуждается в значительно большем внимании. Это — семейно-бытовые отношения. Не потому, что положение в этой сфере обстоит, как говорится, из рук вон. А потому, что в современ-ных условиях все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки чело-веческого общества, во всех социально-экономических процессах, совер-шающихся в нашей стране, в каждом трудовом коллективе. В семье за-кладываются нравственные, физиологические основы бытия человека, его духовные, нравственные, мировоззренческие качества. Поэтому от нрав-ственного здоровья семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества. Не случайно вопросы о месте и роли семьи занимали значи-тельное место в творчестве основоположников марксизма.
Будучи подверженной влиянию общества, как в зеркале отражая самые существенные процессы его развития — экономические, социаль-ные, демографические, культурные,— его достижения и нерешенные про-блемы, семья в свою очередь строем своих отношений, укладом и струк-турой обладает способностью влиять на ход развития общества. То есть, будучи продуктом социальной среды, семья может играть весьма актив-ную роль в познании и преобразовании этой среды.
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, говорил вы-дающийся советский педагог А. С. Макаренко, является прежде всего большим делом, имеющим большое государственное значение.
От группового брака к парной семье
К определению природы и сущности .семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону, Патриархальную семью он считал неизменной, исходной обще-ственной ячейкой: государства возникают в результате объединения се-мей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В про-ектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности обще-ства он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Ис-тории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ря-да племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селе-ний» — государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо пи-сал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. Таким образом, семья — это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель — это подобие отца, народ — детей...».
Философы античности:, средневековья и отчасти даже нового вре-мени выводят общественные отношения из семейных отношений, обра-щают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на ха-рактеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель — в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и" «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе про-шлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенно-го, специфического. Так, ученые- убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социо-логи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную фор-му отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой обще-ство упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необ-ходимых им людей.
Социальные институты
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной орга-низации общества, являются социальные институты.
Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной за-дачи.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют дей-ствия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандар-тами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели дея-тельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подав-ление отклоняющегося поведения.
Важнейшими социальными институтами являются политические ин-ституты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным инсти-тутом общества является семья, чья деятельность (отношения между ро-дителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанными существен-ное значение в жизни общества имеет функционирование социально-культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культур-но-воспитательные учреждения), науки, института религии.
Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Это взаимодействие может быть нормальным, но возможны и нарушения. Основой взаимодействия соци-ального института с социальной средой служит реализация главной функ-ции социального института — удовлетворение конкретных социальных по-требностей. Протекающие в общество процессы постоянно изменяют по-требности индивидов и персонифицируемых ими социальных общностей (групп, слоев, классов), меняется, следовательно, характер взаимодейст-вия социальных институтов с обществом.
Социология семьи и брака
Семья — это основанное на браке или кровном родстве объедине-ние людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Яв-ляясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, — подчеркивал Ф. Энгельс, — при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значи-тельной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудо-способных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщи-ной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сво-дится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформлен-ным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего , тем, что семья обязана своим возникновени-ем, существованием и развитием прежде всего общественным потребно-стям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общ-ностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция се-мьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|