Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Система социальной защиты в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Оглавление.

1. Введение.

2. Основы системы социальной защиты населения в России.

3. Социальное обеспечение и социальная помощь.

4. Социальная реабилитация.

5. Социальная благотворительность.

6. Структура социальной защиты населения (на примере Хостинского р-на города Сочи).

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.

Введение.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная си-туация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в эко-номике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается чис-ленность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференсация на-селения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагопо-лучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития систе-мы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики явля-ется становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с насе-лением современных технологий и методик.

Основы системы социальной защиты населения в России.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современ-ная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная техноло-гия, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях со-временной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

Представление о сущности социального обслуживания внесли федеральные законы «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995г.

В федеральном законе «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материаль-ной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность представления социальных услуг несовершен-нолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; кон-фиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражда-нина; преемственность всех видов социального обслуживания.

Российская система социального обслуживания находится на стадии становления. Важнейшим признаком становления системы является её динамично развивающаяся инфра-структура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреж-дений (стационарных, полустационарных и нестационарных).

Таблица 1. Развитие служб социальной помощи населению

Тип службы 1991 1993 1995 1996

Центры социального обслуживания 86

321 1376 1435

Службы срочной со-циальной помощи 59 1050 1585 1732

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофиль-ные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

В половине всех центров социальной помощи функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети – отделения социальной помощи семье и детям. В 1996 г. в этих центрах обслужено более 296 тыс. пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составил 1 млн.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ действует свыше 1000 стационарных учреждений социальной помощи различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневроло-гических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказание за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра,151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов с тяжелы-ми физическими недостатками.

Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.

По прежнему особо острой остается проблема лиц без определённого места жительст-ва и занятий, «бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалида-ми. Региональные органы управления и органы местного самоуправления осуществляют ме-роприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для них создается сеть социаль-ных учреждений – специальных домов-инернатов, домов ночного пребывания.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неод-нозначен. Комплексный подход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нужды населения можно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ.

Примерно четверть субъектов РФ имеют всего 3-5 учреждений социальной помощи семьям и детям, причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах. Если гово-рить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только со-циальные приюты, хотя в 1995 г. предпринимались попытки создания центров социальной помощь семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания – отделений по-мощи семье и детям (их около 200).

Не может не тревожить тот факт, что, не смотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиление социально-психологического давле-ния, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 г. их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили большое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая многопрофильные цен-тры социальной помощи семье и детям, а отделения (не редко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети уч-реждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предостав-лять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места пропис-ки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим детям.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчи-нены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых еди-ных требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельно-сти.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опира-ясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного само-управления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети соци-альных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоян-ные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

• Слабая правовая база системы социального обслуживания;

• Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правитель-ственных органов не федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у ор-ганов местного самоуправления;

• Отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социаль-ного обслуживания;

• Дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в сфере соци-альной работы;

• Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социаль-ных служб;

• Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляет-ся потребность в управлении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»