Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Социализация

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Введение.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многооб-разие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых слож-ных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовых нор-мально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специаль-ный период времени, в течении которого новорожденный обучается и приспо-собляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у чело-века. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него вклю-чают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни одного из видов. В последнее время специа-листы пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил на-звание социализации.

Что такое социализация.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд в взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, су-ществует ранее прекращение детства.

В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продол-жительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное обра-зование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в ХХ веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресур-сы. Всеобщее среднее образование – серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на обра-зование до1/3 своего национального дохода. Раньше ничего такого не было: В традиционном обществе обучение происходило стихийно. Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимна-зии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженым понимани-ем социализации.

Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо другое обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершении он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знания. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель, никакая школа не научит человека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, дело-вым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому прихо-дится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проде-лывая это не в лабораторных, а в реальных условиях.

Невозможно обучить социальной роли по книжкам или методами дело-вой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе приемника многие годы; исполнителя этой роли вос-питывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социали-зации применим термин не “обучение”, а “освоение”. Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация рассказы-вает на индивидуальном уровне про то, что происходило на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошло человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

Феральные люди.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши жи-вотных, тем не менее гораздо подготовлено социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и сим-волическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их уверен-ность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспи-танные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский уче-ный Карл Линней. Одичавших, не оцивилизованных людей называют еще «ма-угли» или «детьми джунглей». В Индии были обнаружены две девочки – вось-милетняя Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализа-ции, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Де-ти, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. «Маугли» доказали, что ос-тавленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События от-дают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробу-диться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого не произошло, если бы не генное наследство, биологическая предраспо-ложенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

Значение детства.

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества пото-му, что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо мани-пулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обуче-ния множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудится, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные этапы, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% фор-мируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в тоже время это самый незащищенный ее этап. Дети изолированные от общества, в соци-альном плане проигрывают, хотя многие взрослые сознательно ищут одиноче-ства и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и созерца-нию. Чаще когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на дли-тельный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани

Таким образом, начальная социализация и продолженная – качественно разные этапы. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накап-ливаются социальные навыки.

Биологические предпосылки детства.

У животных размножение – важнейшее средство выжить и приспособит-ся к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Треска мечет до 4 миллионов икринок и потомство не охраняет. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»