Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Социальная стратификация

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Реферат по общей социологии

на тему:

«Социальная стратификация».

ВВЕДЕНИЕ.

Стратификация – 1. Социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. 2. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодина¬ково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположе¬ние индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессио¬нальном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является ней¬тральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Вопрос «кто что получает и почему?» интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подроб¬но обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Госу¬дарство» в 370 г. до н. э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для бога¬тых, и они враждуют между собой». В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англикан¬ском гимне есть такие слова:

Богатый человек — в своем замке,

Бедный человек — у его ворот.

Бог поставил одного высоко, а другого низко

И определил кому чем обладать.

Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное рас¬слоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.

В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. * Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.

1.МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.

1.1.Социальная дифференциация.

Социальная стратификация основывается на социальной диффе¬ренциации, но не идентична ей.

Социальная дифференциация – расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация прежде всего включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп. Социальная дифференциация — это процесс, появления функционально специализированных ин¬ститутов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффек¬тивность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответст¬вующие им роли.

Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут раз¬личаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к Другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого — они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими слова¬ми, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

1.2.Открытые и закрытые системы стратификации.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Соци¬альную структуру, члены, которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратифи¬кации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой страти¬фикации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конку¬рентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способнос¬тей. Современные общества, испытывая потребности в квалифи¬цированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими про¬цессами, обеспечивают достаточно свободное движение индиви¬дов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). '

Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населе¬ния; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составля¬ли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников, — около 70% населе¬ния, остальные 20% — хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось, что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведе¬ния, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухажи¬вания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы — единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратифика¬ции не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конку¬ренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факто¬ров.

1.3.Измерения стратификации.

Первыми попытались объяснить природу социальной стратифи¬кации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталис¬тических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средст¬вами производства, — класс капиталистов-угнетателей, или бур¬жуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, — угне¬тенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой рас¬слоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратифика¬ции, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежнос¬ти или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (эконо¬мическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом соци¬альной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав уни¬верситетов и духовенство пользуются высоким престижем, одна¬ко по богатству и власти оцениваются обычно относительно не¬высоко. Некоторые официальные лица могут располагать значи¬тельной властью и в то же время получать небольшую заработ¬ную плату и не иметь престижа.

П. Сорокин – человек, первый в мире давший полное теоретическое объяснение социальной стратификации – представлял ее в виде социального пространства, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все оно расположены вертикально и рядом друг с другом:

 доход,

 власть,

 образование,

 престиж.

Доход

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»