←предыдущая следующая→
1 2
Глава I.
ВВЕДЕНИЕ
Значительный рост всех отраслей народного хозяйства требует
перемещения большого количества грузов и пассажиров. Высокая
маневренность, проходимость и приспособленность для работы в различных
условиях делает автомобиль одним из основных средств перевозки грузов
и пассажиров.
Важную роль играет автомобильный транспорт в освоении восточных и
нечерноземных районов нашей страны. Отсутствие развитой сети железных
дорог и ограничение возможностей использования рек для судоходства
делают автомобиль главным средством передвижения в этих районах.
Автомобильный транспорт в России обслуживает все отрасли народного
хозяйства и занимает одно из ведущих мест в единой транспортной
системе страны. На долю автомобильного транспорта приходится свыше 80%
грузов, перевозимых всеми видами транспорта вместе взятыми, и более
70% пассажирских перевозок.
Автомобильный транспорт создан в результате развития новой отрасли
народного хозяйства - автомобильной промышленности, которая на
современном этапе является одним из основных звеньев отечественного
машиностроения [1].
Начало создания автомобиля было положено более двухсот лет назад
(название "автомобиль" происходит от греческого слова autos - "сам" и
латинского mobilis - "подвижный"), когда стали изготовлять
"самодвижущиеся" повозки. Впервые они появились в России. В 1752 г.
русский механик-самоучка крестьянин Л.Шамшуренков создал довольно
совершенную для своего времени "самобеглую коляску", приводимого в
движение силой двух человек. Позднее русский изобретатель И.П.Кулибин
создал "самокатную тележку" с педальным приводом [1]. С появлением
паровой машины создание самодвижущихся повозок быстро продвинулось
вперед. В 1869-1870 гг. Ж.Кюньо во Франции, а через несколько лет и в
Англии были построены паровые автомобили. Широкое распространение
автомобиля как транспортного средства начинается с появлением
быстроходного двигателя внутреннего сгорания. В 1885 г. Г.Даймлер
(Германия) построил мотоцикл с бензиновым двигателем, а в 1886 г.
К.Бенц - трехколесную повозку. Примерно в это же время в индустриально
развитых странах (Франция, Великобритания, США) создаются автомобили с
двигателями внутреннего сгорания [1].
В конце XIX века в ряде стран возникла автомобильная
промышленность. В царской России неоднократно делались попытки
организовать собственное машиностроение. В 1908 г. производство
автомобилей было организовано на Русско-Балтийском вагоностроительном
заводе в Риге. В течение шести лет здесь выпускались автомобили,
собранные в основном из импортных частей. Всего завод построил 451
легковой автомобиль и небольшое количество грузовых автомобилей. В
1913 г. автомобильный парк в России составлял около 9000 автомобилей,
из них большая часть - зарубежного производства.
После Великой Октябрьской социалистической революции практически
заново пришлось создавать отечественную автомобильную промышленность.
Начало развития российского автомобилестроения относится к 1924 году,
когда в Москве на заводе АМО были построены первые грузовые автомобили
АМО-Ф-15 [1].
В период 1931-1941 гг. создается крупносерийное и массовое
производство автомобилей. В 1931 г. на заводе АМО началось массовое
производство грузовых автомобилей. В 1932 г. вошел в строй завод ГАЗ.
В 1940 г. начал производство малолитражных автомобилей Московский
завод малолитражных автомобилей. Несколько позже был создан Уральский
автомобильный завод. За годы послевоенных пятилеток вступили в строй
Кутаисский, Кременчугский, Ульяновский, Минский автомобильные заводы.
Начиная с конца 60-х гг., развитие автомобилестроения характеризуется
особо быстрыми темпами. В 1971 г. вступил в строй Волжский
автомобильный завод им. 50-летия СССР.
За последние годы заводами автомобильной промышленности освоены
многие образцы модернизированной и новой автомобильной техники, в том
числе для сельского хозяйства, строительства, торговли, нефтегазовой и
лесной промышленности [1].
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
В настоящее время существует большое количество устройств,
использующих тепловое расширение газов. К таким устройствам относится
карбюраторный двигатель, дизели, турбореактивные двигатели и т.д.
Тепловые двигатели могут быть разделены на две основные группы. 1.
Двигатели с внешним сгоранием - паровые машины, паровые турбины,
двигатели
Стирлинга и т.д. 2. Двигатели внутреннего сгорания. В качестве
энергетических установок автомобилей наибольшее распространение
получили двигатели внутреннего сгорания, в которых процесс сгорания
топлива с выделением теплоты и превращением ее в механическую работу
происходит непосредственно в цилиндрах. На большинстве современных
автомобилей установлены двигатели внутреннего сгорания.
Наиболее экономичными являются поршневые и комбинированные
двигатели внутреннего сгорания. Они имеют достаточно большой срок
службы, сравнительно небольшие габаритные размеры и массу. Основным
недостатком этих двигателей следует считать возвратно-поступательное
движение поршня, связанное с наличием кривошатунного механизма,
усложняющего конструкцию и ограничивающего возможность повышения
частоты вращения, особенно при значительных размерах двигателя [2].
А теперь немного о первых ДВС. Первый двигатель внутреннего
сгорания (ДВС) был создан в 1860 г. французским инженером Этвеном
Ленуаром, но эта машина была еще весьма несовершенной.
В 1862 г. французский изобретатель Бо де Роша предложил
использовать в двигателе внутреннего сгорания четырехтактный цикл: 1)
всасывание; 2) сжатие; 3) горение и расширение; 4) выхлоп. Эта идея
была использована немецким изобретателем Н.Отто, построившим в 1878 г.
первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. КПД такого
двигателя достигал 22%, что превосходило значения, полученные при
использовании двигателей всех предшествующих типов [3].
Быстрое распространение ДВС в промышленности, на транспорте, в
сельском хозяйстве и стационарной энергетике была обусловлена рядом их
положительных особенностей.
Осуществление рабочего цикла ДВС в одном цилиндре с малыми потерями
и значительным перепадом температур между источником теплоты и
холодильником обеспечивает высокую экономичность этих двигателей.
Высокая экономичность - одно из положительных качеств ДВС.
Среди ДВС дизель в настоящее время является таким двигателем,
который преобразует химическую энергию топлива в механическую работу с
наиболее высоким КПД в широком диапазоне изменения мощности. Это
качество дизелей особенно важно, если учесть, что запасы нефтяных
топлив ограничены.
К положительным особенностям ДВС стоит отнести также то, что они
могут быть соединены практически с любым потребителем энергии. Это
объясняется широкими возможностями получения соответствующих
характеристик изменения мощности и крутящего момента этих двигателей.
Рассматриваемые двигатели успешно используются на автомобилях,
тракторах, сельскохозяйственных машинах, тепловозах, судах,
электростанциях и т.д., т.е. ДВС отличаются хорошей приспособляемостью
к потребителю.
Сравнительно невысокая начальная стоимость, компактность и малая
масса ДВС позволили широко использовать их на силовых установках,
находящих широкое применение и имеющих небольшие размеров моторного
отделения.
Установки с ДВС обладают большой автономностью. Даже самолеты с ДВС
могут летать десятки часов без пополнения горючего.
Важным положительным качеством ДВС является возможность их быстрого
пуска в обычных условиях. Двигатели, работающие при низких
температурах, снабжаются специальными устройствами для облегчения и
ускорения пуска. После пуска двигатели сравнительно быстро могут
принимать полную нагрузку. ДВС обладают значительным тормозным
моментом,
←предыдущая следующая→
1 2
|
|