Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Технология /

Мультимедиа



Скачать реферат


Мультимедиа.

Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств,

реализующих обработку информации в звуковом и зрительном

виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные

и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на

пример, для проведения персональных видеоконференций).

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ И РОССИИ

I. Введение.

Каждый из нас не раз слышал, что "компьютер может все". Од-нако, в реальной жизни мы не имели убедительных подтверждений подобных высказываний прежде всего потому, что имелись в виду потенциальные возможности компьютера, известные, в основном, узкому кругу специалистов. Ситуация существенно изменилась с появлением мультимедиа технологий, позволяющих раскрыть этот потенциал в привычной информационной среде.

В настоящее время в мире наблюдается новый этап компьютери-зации различных видов деятельности, вызванный развитием муль-тимедиа (multimedia) технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрирован-ную информационную среду, в которой пользователь обретает каче-ственно новые возможности. Самое широкое применение мультиме-диа технологии нашли в образовании - от детского до пожилого воз-раста и от вузовских аудиторий до домашних условий. Мультимедиа продукты успешно используются в различных информационных, демонстрационных и рекламных целях, внедрение мультимедиа в телекоммуникации стимулировало бурный рост новых применений.

Развитие мультимедиа технологий в информационном обществе справедливо сравнивают по значимости с появлением кино в обще-стве индустриальном.

II. Положение в мире.

Характерным отличием мультимедиа продуктов является большой информационный объем, поэтому в настоящее время основным но-сителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стан-дартной емкости 640 Мбайт. На мировом рынке сегодня представле-ны тысячи наименований мультимедиа продуктов на CD-ROM. Как правило, каталоги содержат следующие разделы:

энциклопедии и справочники;

образование;

развлечения;

игры;

обучающие и развивающие игры.

Если в 1996 году было продано 5,1 млн. CD-ROM, то в 1999 году продажа составила 52,1 миллионов дисков. Не существует анало-гичного сектора мирового рынка, где объемы продаж увеличились в 10 раз за 3 года.

Цифровая внешняя память CD-ROM за последние годы практиче-ски вытеснила альтернативные решения, также как аналоговые ви-деодиски и видеоленты. Доля специализированных устройств де-монстрации, таких как CDI, существенно упала, мультимедиа проч-но обосновалась на компьютерах общего применения. Для широкого пользователя наибольшее распространение получили две компью-терные платформы - IBM PC и Apple Macintosh. Обе эти платформы на сегодня равноценны с точки зрения возможностей. Разница за-ключается лишь в том, что IBM PC является открытой системой, где набор дополнительных мультимедиа устройств определяет сам пользователь, выбирая и широкую номенклатуру, а в Apple это сде-лали специалисты фирмы.

Такой подход Apple давал преимущества на первом этапе разви-тия мультимедиа и становится тормозом в настоящее время. Анализ каталогов CD-ROM показывает, что доля продуктов для IBM РС уже существенно выше, чем для Apple Macintosh. Огромное количество аппаратных и программных расшире-ний IBM, представленных на рынке, также свидетельствует о преимуществах открытых систем.

Наряду с продуктами, подготовленными к широкой продаже, имеется значительное количество мультимедиа приложений, разра-ботанных в университетах для нужд учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 94- World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Vancower, Canada, June, 1994).

Эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато имеют неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и удовлетворения нужд данного учебного заведения.

Количество таких разработок колоссально. Достаточно сказать, что на упомянутой конференции было представлено более 500 док-ладов и демонстраций, отобранных из трех тысяч предложений, ко-торые поступили от университетов практически всех стран мира.

Третье бурно развивающееся направление - мультимедиа в теле-коммуникациях. Многие крупные фирмы активно ведут разработки коммуникаций на основе волоконно-оптических сетей стандарта ISDN. Канал в такой сети имеет пропускную способность 64 Кбит/сек и пользователю может быть одновременно предоставлено несколько каналов. Спектр предлагаемых применений весьма широк - от заказа товара по мультимедиа каталогу и просмотра заказной телепередачи до выбора нужной книги и участия в мультимедиа те-леконференции. Такие разработки уже имеют общее название Information highway и предполагаются к объединению в рамках го-сударственных программ.

В то же время активно популяризируется идея использования уже существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью предлагается объединить уси-лия мировых университетов на базе гипермедиа технологий. Суще-ство заключается в следующем. Очевидный недостаток универси-тетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются про-фессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инже-неры, программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной области - вне конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа фрагменты учебных курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый преподаватель уни-верситета при подготовке своего курса мог набрать необходимый материал по сети. Один из идеологов этой работы - профессор Мау-рер (Грац, Австрия) - утверждает, что,

несмотря на очевидные проблемы (низкая для мультимедиа пропу-скная способность сетей, авторское право и др.), идея такого "миро-вого университета" жизнеспособна.

III. Положение в России.

Еще три года назад трудно было предположить появление рынка мультимедиа продуктов в стране, испытывающей экономический кризис. Тем не менее, объем продаж CD-ROM в России в 1994 году уже исчислялся тысячами штук. Появились фирмы-производители мультимедиа продуктов, только в Москве их

насчитывается семь. Развиваются фирмы - распространители CD-ROM, освоен серийный выпуск дисков на Уральском электромеха-ническом заводе. По некоторым данным, российскими производите-лями разработано до 40 наименований мультимедиа продуктов, правда, большинство из них - по зарубежным заказам. Важно отме-тить, что по состоянию на 1994 год высшая школа занимает лиди-рующее положение в области разработки мультимедиа продуктов в России.

Благодаря межвузовской научно - технической программе " Мультимедиа технологии" (1992-1994 гг.) более чем в 15 ВУЗах страны сформировались группы специалистов. Некоторые из них имеют достаточную квалификацию, опыт и техническую базу для профессиональной работы (Российский государственный гумани-тарный университет, Московский государственный институт элек-троники и математики (технический

университет), Санкт - Петербургский государственный морской тех-нический университет). Во многих ВУЗах руководство поддержива-ет инициативные работы в этой области. Ежегодно к программе подключалось 2-3 новых группы, получившие необходимый опыт из инициативных работ. В рамках программы создана и действует цен-тральная инфостудия Госкомвуза России - "Экон", которая на сего-дня является самым крупным разработчиком мультимедиа продук-тов в стране.

В 1994 году результаты работ по программе представлялись на 18 международных выставках и конференциях, в том числе - на круп-нейших зарубежных ("CeBIT" - в Германии, "Comdex/Fall" - в США, "CEETEX" - в Англии, "Евромитинг" - в Бельгии, "ED-MEDIA" - в Канаде), а также - на наиболее представительных в России ("Ани-граф", "Comtec", "Графикон" и др.). Уровень разработок можно оце-нить полученными от зарубежных фирм и университетов предложе-ниями (более 30).

Анализ представленных результатов был дан практически во всей компьютерной периодике ("Компьютер пресс", "Мир ПК", "Компь-юТерра", "Софт-маркет" и др.), в других средствах массовой инфор-мации (TV - 1, 2, 4,"Коммерсант - Daily", "Наука и бизнес", "Поиск", "625" и др.).

Такая широкая экспертиза позволяет сделать однозначный вывод – российские мультимедиа продукты для образования рассматрива-ются как одни из самых перспективных в мире, а образовательная система является самой эффективной почвой для развития мульти-медиа технологий в стране.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»