Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Технология /

Организация и технология процесса в розничной торговой сети

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


2.1. Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК МАГАЗИНОВ

Требования к устройству магазинов

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

По капитальности торговые здания и сооружения подразде¬ляют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облег¬ченные — для устройства мелкорозничных торговых предприя¬тий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на от¬дельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальны¬ми помещениями или без них торговые здания.

По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, долж¬ны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устрой¬ство здания, которое создает возможность рациональной орга¬низации торгово-технологического процесса в магазине с приме¬нением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований опре¬деляются состав помещений магазина, их размещение и вза¬имосвязь, схема движения товарных и покупательских пото¬ков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Ар¬хитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строи¬тельства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строи¬тельство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных дета¬лей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устрой¬ство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надле¬жащих условий работы торгового персонала, но и для нормаль¬ного осуществления торгово-технологического процесса в мага¬зине. При помощи отопления и вентиляции создается оптималь¬ная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в по¬мещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусма¬тривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно ав¬томатически выключаться и включаться.

Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.

Функциональная сторона генерального плана должна преду¬сматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хоро¬шо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для бес¬препятственного движения покупателей устраиваются тротуа¬ры. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходи¬мо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров.

Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяй¬ственная зона.

Состав и взаимосвязь помещений магазина

Магазин должен располагать комплексом помещений, необ¬ходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; администра¬тивно-бытовые; технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей со¬вокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демон¬страции новых товаров, помещения (зоны) для оказания допол¬нительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помеще¬ний в значительной степени обусловливают уровень обслужи¬вания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические пока¬затели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки това¬ров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропор¬тящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к прода¬же, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, мо¬ечные.

К административно-бытовым помещениям относят контор¬ские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, ком¬наты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душе¬вые и т. п.

Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или ко¬тельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с уче¬том обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомога¬тельных и административно-бытовых помещений должна отве¬чать следующим основным требованиям:

торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товар¬ных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути дви¬жения товаров;

оптимальным является решение, когда торговый зал и кла¬довые расположены на одном уровне;

торговый зал должен быть связан с помещениями для при¬емки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, меж¬ду помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, сан¬узлы, моечные должны быть связаны со всеми группами поме¬щений магазина.

Размещение помещений и их планировка должны быть напра¬влены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществле¬ние всех торгово-технологических операций на основе широко¬го внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень про¬изводительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Устройство и планировка торгового зала

и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей пло¬щади магазина. Он служит для размещения рабочего и выста¬вочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров поку¬пателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги поку¬пателям. В торговом зале организованы рабочие места продав¬цов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планиров¬ка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского по¬тока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выклад¬ки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала лег¬че всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по воз¬можности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгово¬го оборудования.

Такое планировочное решение не только отвечает требова¬ниям рациональной организации торгово-технологических опе¬раций, совершаемых в торговом зале, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутрен¬него пространства помещения,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»