Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Технология /

Развитие науки в XX веке



Скачать реферат


Развитие науки в XX веке.

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, полити-ческих, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, ка-залось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход собы-тий. В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы кото-рого все более ускоряются.

Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техни-ки, современного материаловедения (“новые материалы”), химии и катали-за, создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие ин-формационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники породили производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие технологии, за счет которых происходит эконо-мическое развитие в последние годы. Поэтому научно-технический про-гресс в последние десятилетия приобретает ряд новых черт. Новое каче-ство рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по 1964г. - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергети-ка, лазеры) - 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого пе-риода до продолжительности строительства крупного современного пред-приятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствование производства, стало экономиче-ски более выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В резуль-тате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки - в виде наукоем-ких технологий. Это технологии, в которых способ производства конечно-го продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производст-ва, использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой области со-временного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта характе-ризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отста-вание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безна-дежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника - в таких наукоемких отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды ма-шиностроения и др. Эти технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук. Скорость появления новых изобрете-ний и совершенно новых направлений исследований, которые иногда стано-вятся самостоятельными отраслями научного знания способствует увеличе-нию скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значитель-ный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у производи-телей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в контактах с наукой.

Кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолиро-ванные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обога-щают друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фун-даментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. Чрезвычайно важны также распространение одной и той же научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация но-вых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Требуется вести активный научный поиск, который потребуется вести во многих направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного применения нововведения. Риск неточного выбора направ-ления разработки чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельно-сти. Возникли различные формы внедрения научных разработок в производ-ство (ведь сами по себе технологии никому не нужны, если нет их прак-тического использования: технологическая кооперация, межстрановый тех-нологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы.

Американская модель.

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “на-учных парков”:

1. “научные парки” в узком смысле слова;

2. “исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рам-ках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

3. “инкубаторы”(в США) и инновационные центры (в Великобритании и За-падной Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь воз-никающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

“Научные парки” - формы интеграции науки с промышленностью - от-носятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год “высоко-технологичным” компаниям, взаимодействующим с университетом: в послед-нем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен запол-ненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний - три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”), химиче-ские и биотехнологические.

Типичный пример “исследовательского парка”, в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промыш-ленных компаний, а исследовательские институты некоммерческого харак-тера, тесно связанные с промышленностью, - Центр Иллинойского Техноло-гического Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюд-жетом около 68 млн. долларов в год.

“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой ста-рейший “научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.

Японская модель.

Японская модель “научных парков”, в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых “технополисов”, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 году.

В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно раз-бросанных по четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:

• быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “го-родов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в преде-лах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;

• занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

• иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных ком-плексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной ин-фраструктурой;

• быть расположенными в живописных районах и гармонировать с мест-ными традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” - Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных ис-следовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отли-чие от “технополисов”, главная цель которых - коммерциализация резуль-татов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба - город фундаментальных исследова-ний, и роль частного сектора в ней невелика.

Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за счет местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технопо-лисов” (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство “научных го-родков” типа Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство “технополи-сов” создают центры “пограничной технологии” - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Смешанная модель.

Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить “научные парки Франции, в частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотрен-ное число занятых - около 6 тысяч человек).




Copyright © 2005—2007 «Mark5»