Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Технология /

Резьба по дереву

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

КОНТУРНАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА 2

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИЛИ ТРЁХГРАННОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА 4

ЗАОВАЛЕННАЯ РЕЗЬБА 5

Контурная и геометрическая резьба

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Из-давна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево про-должает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлече-нием занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетиче-ского воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Начинать занятия в кружке нужно с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной и геометрической (трёхгранно-выемчатой). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно вы-полнить одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах.

Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ об-ладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки.

Знания и навыки, полученные в течение первого года занятий, дают возможность на вто-ром году успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной резьбой с поду-шечным и подобранным фоном, а на третьем году и с рельефной резьбой.

В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиями различной ширины, глуби-ны и формы очертаний. Линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стаме-сками, штихелями, профильными резцами, косым ножом.

Внешне эта резьба кажется удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов. Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной, яво-ровской. В этой технике могут быть выполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистические изображения. На ярославских прялках первой половины 19 века контур-ной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы.

Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древе-сине. В последние годы широкое распространение среди школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получила так называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действи-тельно, чёрная блестящая поверхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преоб-ражается.

Но здесь подстерегает такая опасность: увлёкшись технологией вырезания, забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можно видеть, как ребята перерисовы-вают с фотографий, а затем вырезают негативными контурами портреты известных писате-лей, деятелей науки, искусства. Встречаются вырезанные на чёрных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологического сходства отдельных приёмов путают с линогравюрой.

Контурная резьба действительно несколько напоминает рисунок, но рисунок не штрихо-вой, а линейно-декоративный, контурный, очертание которого заключают декоративные узо-ры. Чтобы уйти от подражания линогравюре, рекомендуем следующее. Первое — работать не штихелями, а косым ножом и полукруглыми стамесками (для передачи циркульных очер-таний); второе — искать сюжеты для перевода в технику контурной резьбы не в открытках и фотографиях, а в иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному ис-кусству, в журналах "Декоративное искусство", сочинять собственные композиции, соответ-ствующие образному языку данного вида резных работ.

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости со-ставных частей годичного слоя.

Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана компо-зиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая по-верхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунто-ванной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, мар-ганцево-кислый калий. поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок — строганых планок с прямоугольными или уг-ловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.

Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.

Композиция составляется с учётом декоративных особенностей этого вида резьбы и ха-рактера предмета, который декорируется. Контуры очертаний узоров должны быть предель-но ясными, чёткими.

Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета её поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетовая копировальная бумага. Для чёрной дощечки копир-ка должна быть светлой: жёлтой, красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, вос-пользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при бо-ковом свете. По ним и ведётся работа.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полу-круглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют на затонированной и отпо-лированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, её защищают от воз-действия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность стро-ганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точёная, работу ведут в процессе вращения изделия в за-жимах станка.

Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы. Здесь можно восполь-зоваться одёжной щёткой.

В зависимости от назначения предмета наносят соответствующее покрытие. Поверх-ность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Если потребуется, перед прзрачным по-крытием поверхность резьбы после шлифования можно затонировать, причём плотность то-на может быть самой различной — от лёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного то-на как сверху изделия, так и в резных углублениях.

Геометрическая или трёхгранновыемчатая резьба

В литератуере встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, вырази-тельные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания).

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания аз-бучных элементов: сколыша и треугольника, которые можно рассмотреть в любой компози-ции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышами, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обращаться к произведениям на-родного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и сколышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т.п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразитель-ных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый ко-сой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро от-точенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляюмых из стали Р-18). Отдельные мастера

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»