Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Технология /

Современные Пед.Технологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Курсовая работа по теме:

«Современные педагогические технологии»

I Введение

II Историческое начало педагогической технологии

III Современные педагогические технологии

IV Элементы педагогической технологии

V Педагогическое разрешение и создание конфликта

VI Дополнительные элементы педагогической технологии

VII Заключение

VIII Литература

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор ха-рактера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспита-ния, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Слово “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: “ …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерно-стей с целью определения и использования на практике наиболее эффек-тивных и экономических производственных процессов ”.

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное ис-пользование технос – искусство, мастерство, логос – учение.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально зна-чимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятель-ности.

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отноше-ний, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внеш-них проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздей-ствия.

Внешняя выразительность как источник познания личности интере-совала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пла-стику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сокра-та с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собе-седников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.

Чешский мыслитель-гуманист Я.Коменский тоже занимался про-блемой прикосновения к личности ученика: “ Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем “.

Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, полу-чили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего перио-да.

Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.

Шацкий С.Т., Используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим терми-ном. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал не-обходимость совершенствования и повышения их воспитательного значе-ния путем “наполнения ценностью” любой деятельности, организуемой на уроке.

А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин “педагогическая техника” и использовал понятие “педагогическая техно-логия”. В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при кото-ром успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: “ Воспита-тельное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств – самое от-сталое” (“Педагогические сочинения”, т.3).

В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ре-бенка несовместимы.

В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официально-го существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической тех-нологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:

1) сочетание требований с уважением к детям;

2) разумность и подготовленность всякого педагогического воз-действия;

3) доведение этого воздействия до конца.

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с опре-делением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:

1) психолого-педагогическую эрудицию;

2) профессиональные способности;

3) педагогическую технику.

Педагогическая техника понимается здесь как “разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников”.

Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социаль-ная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носите-лем.

Методический взгляд на воспитание- приобщение воспитанника к культуре.

Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных ка-честв, а также знаний, умений и навыков.

При использование термина “технология” практически все педа-гоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педаго-гике и педагогической литературе широко используется термины “пе-дагогическая техника” и “педагогическая технология”.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспита-тельный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культу-ры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. “Если воспи-тание- постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания являет-ся формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жиз-ненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким обра-зом:

- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

- характер этой активности определяется субъективно свобод-ным отношением личности;

- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;

- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ре-бенком должен производиться на уровне современной культу-ры и в соответствии с целью воспитания.

Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на дру-га. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собесед-никами друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель- ученик” встречается не так часто. Педа-гогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соот-ветствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воз-действия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назна-чение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Реализация этих функций педагогического воздействия обеспе-чивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаи-модействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущ-ность педагогической технологии выявляется через систему необходи-мых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необ-ходимо ответить на ряд вопросов:

- какие элементы составляют педагогическую технологию;

- каково их необходимое и достаточное присутствие;

- в какой взаимосвязи они находятся;

- какие общие и специфические функции каждого элемента.

Педагогическое общение, имеющее направленность на “откры-тие ученика в общении” через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая функции “внесения образа” на уровне социальной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»