Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физика /

Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


связи». Многообразие межпредмет-ных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ог-раничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения.

Упорядочение смысловых значений данного понятия, как и упорядочение видов межпредметных связей, возможно лишь на основе системного подхода.

Дидактическое явление «межпредметная связь» как система имеет структуру, со-стоящую из трех элементов:

1) знаний (умений) из одной предметной области;

2) знаний (умений) из другой предметной области;

3) связи этих знаний (умений) в процессе обучения. Каждый из этих элементов от-личается вариативностью. Связи охватывают разные предметные области обучения – общественные, естественные, технические науки. Объединение знаний (действие синте-за) имеет в каждом конкретном случае определенную познавательную функцию – объ-яснение причинно-следственных связей в общих объектах, обобщение и выведение но-вого обобщенного знания, конкретизацию общих понятий, классификацию смежных яв-лений, доказательство обобщенных идей и др.

Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет собой выра-женное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементами структуры раз-личных учебных предметов.

Таким отношением может быть новое знание, которое сформировалось благодаря усвоению связей между знаниями из разных предметов. Это знание по своему содержа-нию и способу формирования в учебном познании носит межпредметный характер (На-пример, физико-химические, биохимические, историко-географические, политико-экономические, литературно-исторические понятия). Таким отношением может быть и новое обобщенное умение, сформированное в результате усвоения связей между спосо-бами учебно-познавательной деятельности, применяемыми в разных предметах. Новое умение является межпредметным, поскольку может использоваться в разных учебных предметах при оперировании общими для них межпредметными знаниями (например, умения устной и письменной речи, расчетно-измерительные, художественно-изобразительные, графические, обобщенные умения мыслительной деятельности и др.). Таким отношением могут быть и новые, обобщенные на межпредметной основе, аксио-логические, ценностные аспекты знаний, которые формируют идейно-нравственное сознание ученика.

Эффективность формирования межпредметных знаний, умений и ценностных от-ношений школьников определяется способами осуществления межпредметных связей в процессе обучения (методическими приемами, методами учебной работы, условиями организации учебного процесса и т. п.): в преподавании, в их усвоении учащимися и применении в новых познавательных ситуациях. В результате осуществления всесто-ронних межпредметных связей вырабатывается магистральная педагогическая линия, общая тенденция, стратегия действий учителей. Таким образом, как справедливо отме-чает М. М. Левина: «речь идет о дидактической организации учебного процесса, о кон-структивной разработке системы педагогической работы...», поэтому межпредметные связи «есть принцип конструирования дидактической системы».

Итак, межпредметные связи выступают в процессе обучения как условие реализа-ции его основных функций (образовательных, развивающих, воспитательных) и сами выполняют методологические, конструктивные и формирующие функции. В соответст-вии с различным функциональным значением изменяется их содержательно-смысловое значение, их соотнесенность с понятийным аппаратом. Как уже отмечалось, в изучении феномена межпредметных связей можно выделить аспекты: философский, общепедаго-гический, собственно дидактический, методический, психологический. Будучи конкрет-ной дидактической формой проявления философского принципа системности, меж-предметные связи выполняют методологические функции. Играя роль дидактического принципа, на основе которого строятся системы межпредметного обучения (в рамках учебной темы, учебного предмета, учебной проблемы, внеклассной деятельности и др.) межпредметные связи выполняют конструктивные функции.

Формирующая функция межпредметных связей заключена в том, что как общепе-дагогическое средство комплексного подхода к обучению они создают условия для формирования мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности уча-щихся. Эту функцию межпредметные связи осуществляют в обучении под влиянием ме-тодических и психологических факторов перестройки учебно-познавательной деятель-ности учащихся и обучающей деятельности учителей.

Таким образом, углубление педагогической науки в сущность дидактической кате-гории межпредметных связей приводит к выводам о полифункциональности, подвижно-сти, относительности их смысловых значений в общей организации процесса обучения.

В единстве методологических, конструктивных и формирующих функций меж-предметные связи создают современный дидактический (межпредметный) подход к по-строению содержания и организации процесса предметного обучения с позиций всеоб-щих принципов системности и комплексности.

Межпредметные связи как принцип обучения. Предметом дидактики является взаимодействие деятельностей учителя и учащихся. На уровне какой дидактической ка-тегории межпредметные связи обеспечивают эффективность этого взаимодействия в практике обучения? Такой категорией являются принципы обучения.

Категория принципов обучения стала предметом дискуссии в современной дидак-тике. Осуществляется пересмотр сущности данной категории и традиционно сложив-шейся номенклатуры дидактических принципов. Предпринимаются попытки с позиций системного подхода определить совокупность принципов в целостном процессе обуче-ния (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.). В связи с нерешенностью данной про-блемы существует мнение, что категория принципов якобы утратила существенное зна-чение для современного процесса обучения и ее следует упразднить. С таким мнением согласиться нельзя.

Принципы обучения – это руководящие требования к организации процесса обуче-ния, вытекающие из его социальных задач, методологических основ, закономерностей и практического опыта. Принципы обращены к сфере деятельности учителя и учащихся. В них отражаются знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, которые должны быть использованы в качестве регулятивных норм практики. Принципы вопло-щаются в совокупности методико-педагогических правил. Как категория дидактики принципы имеют следующие основания для своего выделения: всеобщность, социаль-ную направленность, методологическую обусловленность, управленческие функции, обращенность к внутренним сторонам деятельности учителя и учащихся, отражение це-лостных свойств процесса обучения, единства его функций.

Исследования и практика убеждают, что одним из важнейших современных прин-ципов обучения является принцип межпредметных связей, социально и методологиче-ски обусловленный задачами всестороннего развития личности, тенденциями интегра-ции науки, развитием системного метода познания.

Поэтому есть все основания считать межпредметные связи одним из принципов советской педагогики (дидактики).

Как принцип обучения, межпредметные связи взаимодействуют со всеми другими принципами.

Принцип научности предполагает объяснение изучаемых вопросов с позиций мар-ксистско-ленинской философии, что невозможно без осуществления межцикловых, межпредметных связей. Принцип систематичности и последовательности в обучении осуществляется путем соблюдения определенного логического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков. Межпредметные связи позволяют при изучении нового материала опираться на ранее изученные знания в других предметах, выделять опорные, «сквозные» для ряда предме-тов понятия, ведущие идеи, к которым систематически возвращаются учителя разных курсов, последовательно раскрывая их отдельные стороны.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении нацеливает на овла-дение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь процессов и явлений, вскрывать их сущность, познавать закономерности, сознательно ставить новые познава-тельные задачи, активно решать их. Отношения принципа сознательности и межпред-метных связей были проанализированы Ш. И. Ганелиным, который под системностью знаний понимал внутренне «взаимосвязанные знания не только в пределах одного пред-мета, но и в пределах определенного цикла предметов, и в смысле связи между разными циклами. Иначе говоря, подлинная система, а следовательно, подлинная сознательность знаний невозможна без установления и межпредметных преемственных знаний».

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью предполагает использова-ние межпредметных связей в практической деятельности учащихся: при решении задач, проведении лабораторных работ, практикумов, экспериментов, наблюдений, в трудовом обучении, в производительном труде. Практические задачи, связанные с жизнью, с тру-дом, носят, как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно.

Принцип наглядности обогащается использованием наглядных пособий, учебни-ков, знаний, полученных при проведении опытов, наблюдений по другим предметам. В целях обобщения конкретных представлений возможно использование межпредметных наглядных материалов (плакатов и др.). Межпредметные связи разнообразят нагляд-ность, позволяют использовать ее абстрактные формы (модели, графики, схемы) при раскрытии сущности обобщенных понятий.

В осуществлении принципов доступности и прочности знаний межпредметные связи также играют определенную роль. Трудные и сложные вопросы нередко становят-ся легкими и доступными, если на помощь учащимся приходят сведения из других предметов. Известно, что прочностью обладают лишь знания, включенные в систему и активно

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»