Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физика /

Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


активно применяемые при усвоении новых вопросов.

Индивидуальный подход к учащимся возможен лишь на основе учета интересов учеников к другим предметам. Привлечение знаний учащихся по другим предметам по-зволяет организовать их коллективную учебную работу.

Таким образом, межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидак-тических принципов, усиливая их взаимодействие в реальном процессе обучения. И «если межпредметные связи являются одним из средств реализации дидактических принципов, то сами принципы определяют собой цель применения межпредметных свя-зей».

Нам представляется, что в реальном процессе обучения отмеченное соотношение между средством и

целью в зависимости от установки учителя может быть и обратным. Межпредмет-ные связи как самостоятельный принцип могут определять целевую направленность всех других принципов, подчиняя их решению задач формирования научного мировоз-зрения, целостной системы знаний о природе и обществе. И тогда наглядность, система-тичность, индивидуальный подход, коллективная работа, связь с практикой, активиза-ция обучения становятся средствами реализации принципа межпредметных связей. Именно в роли самостоятельного принципа межпредметные связи выполняют свою кон-структивную функцию: влияют на структуру учебного плана, программ, учебников, на отбор содержания, методов и форм обучения.

Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи обладают свойством всеобщности. Их действие распространяется на все учебные предметы, и практически изучение каждой учебной темы может включать те или иные виды связей с другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широ-ких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.

Как принцип обучения, межпредметные связи предъявляют особые требования ко всем компонентам процесса обучения. В формировании задач обучения предмету, учеб-ной теме, задач уроков необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные в других предметах знания, отметить вопросы, которые по-лучат развитие в последующем обучении другим предметам. Необходимо в каждой учебной теме отделить сугубо предметные понятия и более широкие, общие для ряда предметов, развитие которых осуществляется с помощью межпредметных связей. Большое воспитательное значение имеет определение мировоззренческих идей, которые могут быть сформированы с помощью межпредметных связей при изучении каждой учебной темы или ряда тем, на обобщающих уроках. В методах обучения межпредмет-ные связи усиливают творческий поиск в применении знаний, полученных в других курсах. Это активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам, к разным теориям и системам поня-тий.

Принцип межпредметности нацеливает на формулировку проблем, вопросов, за-дач, заданий для учащихся, ориентированных на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей обеспе-чивает расширение дидактических материалов и средств наглядности за счет учебников, таблиц, приборов, карт, диафильмов, диапозитивов, кинофильмов, плакатов, муляжей и других пособий из других учебных предметов. В организации обучения возникает по-требность в комплексных формах – комплексных обобщающих уроках, семинарах, экс-курсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание, требующих коллектив-ного решения межпредметных учебных проблем, вопросов в сочетании с индивидуаль-ными заданиями с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся в разных предметных областях. Межпредметные связи требуют координации деятельности учи-телей разных предметов, изучения учебных программ по родственным предметам, взаи-мопосещения уроков и т. п. Принцип межпредметности проникает во все стороны учеб-но-воспитательного процесса: от постановки конкретных педагогических задач до оцен-ки его результатов.

Первостепенное значение, поэтому имеет выявление основных линий систематиза-ции учебного материала разных предметов с помощью межпредметных связей.

§2. РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.

Понятие межпредметных умений и методика их формирования.

Умения характеризуют способы достижения учащимися конкретной познаватель-ной цели. Решение межпредметных задач требует особых умений: связывать между со-бой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что обеспечивает процессу-альную сторону формирования научного мировоззрения школьников.

В исследованиях термином межпредметные умения обозначаются различные спо-собы деятельности, обеспечивающие межпредметные связи: обобщенные умения мыс-лительной деятельности, логические операции, общие для всех учебных предметов (анализ, синтез, обобщение); умения творческой деятельности, которые формируются при решении аналогичных по своей структуре действий познавательных задач разного предметного содержания (Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер); умения, обслуживаю-щие общие для родственных предметов виды деятельности учащихся (А. В. Усова) — измерительные, конструктивно-технические, измерительно-вычислительные, графиче-ские, проекционно-изобразительные и др.; специфические умения оперирования кон-кретным содержанием, лежащим на стыке смежных учебных предметов — установле-ния исторических причинно-следственных связей при анализе современной экономиче-ской географии страны, проведения исторической аналогии с целью объяснения осо-бенностей современного экономико-географического развития (Л.М. Панчешникова, В. Н. Максимова). Помимо названных групп, необходимо выделить умения комплексного применения знаний из разных учебных предметов при решении широких межпредмет-ных проблем, выполнении комплексных заданий. Умения комплексной многосторонней характеристики объекта — это наиболее сложный вид умений. Это умения учащихся осуществлять комплексные межпредметные связи. Специфичным для них является по-знавательное действие широкого переноса предметных знаний и умений в новые усло-вия их комплексного применения. Такие умения в своей содержательной основе опира-ются на знания из разных учебных предметов и обобщенные идеи, а их операционная сторона имеет сложную структуру действий разной степени обобщенности: конкретно-предметные действия, оперирование конкретным материалом различных предметов, обобщенные действия, характеризующие мыслительную и творческую деятельность и приобретающие специфику в условиях межпредметных связей; действия переноса и ус-тановления связей между элементами разнопредметных знаний и умений в деятельности по решению межпредметных задач; действия речевой коммуникации, адаптации терми-нов, языковых средств различных наук; оценочные действия, отражающие единство по-знавательного и ценностного отношения учащихся к знаниям из разных предметов, свя-зываемых в систему на основе мировоззренческих идей. Эта структура модифицируется в зависимости от специфики межпредметных задач.

Проблемное обучение, как и межпредметные связи, усложняют содержание и про-цесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введе-ние как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих само-стоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных пред-метов. Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами:

1) односторонние межпредметные связи на уроках по смежным предметам на ос-нове репродуктивного обучения и элементов проблемности;

2) усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельно-сти учащихся в поиске их решения;

3) включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков);

4) разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих межпредмет-ные связи как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (ком-плексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая вне-классную работу и расширяя рамки учебной программы.

Для тех учеников, которые не имеют прочной системы знаний, решение межпред-метных задач может оказаться непосильным, а их интерес к обучению снизится. Для учащихся с высоким уровнем знаний по предметам опора на межпредметные связи яв-ляется необходимым условием их дальнейшего развития в процессе обучения. Поэтому в организации творческой деятельности учащихся на основе межпредметных связей ве-дущее место занимает учебная работа, направленная на усвоение системы предметных знаний и овладение способами их переноса и обобщения. «Научение» учащихся дости-гается с помощью системы тренировочных самостоятельных работ, отрабатывающих отдельные элементы умений комплексного применения знаний: распознавание меж-предметных связей в учебных текстах, в отрывках из научных статей, в первоисточни-ках отбор фактического предметного материала для подтверждения, доказательства за-конов диалектики, общенаучных идей, понятий; анализ конкретных примеров (из облас-ти биологии, физики, химии, истории) с позиций общих закономерностей, категорий; осознание межпредметного характера познавательных учебных задач; самостоятельная постановка (видение) межпредметных задач, проблем на основе сравнения и анализа на-учных фактов пограничных предметов (биохимических, физико-химических, биофизи-ческих и т. п.); составление

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»