Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физика /

Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


составление плана для решения межпредметной проблемы и др. Важную роль играют показ образца выполнения таких заданий, проведение установочных бесед, определяющих логику рассуждения, доводящих до осознания последовательность вы-полняемых действий, дифференцированный подход с учетом познавательных интересов и возможностей учащихся. Необходимы последовательные стадии в формировании умений осуществлять межпредметные связи: I — пробуждение познавательного интере-са учащихся к решению межпредметных задач, их распознавание и осознание ими необ-ходимости использовать знания из разных дисциплин; II—отработка отдельных спосо-бов творческой деятельности на основе межпредметных связей; III—синтез частных умений в целостное умение комплексного применения знаний при решении межпред-метных задач. Основйым условием успешного переноса предметных знаний выступают сходство, аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в се-рии межпредметных познавательных задач определенного типа. На уроках необходимо побуждать учащихся к самостоятельному решению таких задач с выполнением ими действий по образцу и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний.

Взаимодействие интереса и умений в процессе решения межпредметных задач.

Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенны-ми умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи. Изучение психологии мышления доказало, что в качестве внутреннего побудителя по-исковой деятельности, действующего сопряженно со знаниями и способами, выступает осознание цели, познавательной потребности, которая регулирует процесс поиска, от-ражаясь и на его эмоциональной насыщенности. Принятие межпредметной задачи в значительной мере зависит от теоретической направленности познавательных интересов ученика, его стремления к познанию философских, мировоззренческих аспектов в пред-метных знаниях. Так, при выполнении межпредметных заданий на уроках обществове-дения наблюдалась тесная корреляция (0,75) между высоким интересом учащихся к данному предмету, который носит мировоззренческий характер, и осознанным вычле-нением ими обобщенных познавательных задач. Осознанное вычленение межпредмет-ной задачи, являясь одним из проявлений творческих действий учащихся, способствует тесной корреляции знаний и способов действий в структуре умений ее решать. Вычис-ление коэффициентов корреляции показало тесную связь между уровнями знаний и способов действий в работах учащихся, самостоятельно выделивших межпредметную познавательную задачу.

В процесс решения межпредметной познавательной задачи учащиеся включают предметные умения, их активность зависит и от мотива интереса к соответствующим учебным дисциплинам. Здесь также наблюдается тесная связь между уровнем интереса к предмету, широтой и успешностью использования знаний из него. Учащиеся привле-кают новые сведения из дополнительных источников информации, находят оригиналь-ные способы их анализа и связи с программным материалом. Отсутствие устойчивых предметных интересов и знаний лишает ученика основы в «межпредметной» деятельно-сти, вызывая подчас негативное отношение к ней. Межпредметные связи на первых эта-пах включения в познавательную деятельность изменяют соответствие уровней умений и интересов учащихся по предметам. Умения, проявляемые при решении межпред-мегных задач, начинают в большей степени зависеть от опыта переноса, овладения его способами, чем от ранее сложившегося, но тем не менее подвижного интереса к тому или иному предмету. У одних учащихся под влиянием межпредметных связей повыша-ется интерес к ранее не интересовавшим их предметам, а уровень знаний и умений еще остается невысоким. У других, наоборот, значительно возрастают умения межпредмет-ного переноса, но заметных изменений в развитии предметных интересов не наблюдает-ся. Они сохраняют устойчивость. Это объясняется тем, что межпредметные связи не яв-ляются единственным фактором, формирующим познавательные интересы учащихся.

Познавательный опыт, ограниченный узкопредметными рамками, мешает увидеть хорошо известное в новом, необычном аспекте, необходимом для творческого решения межпредметной задачи. В таких ситуациях мешает привычка мыслить по-старому. Воз-никающее на первых этапах познавательной -деятельности на основе межпредметных связей рассогласование между ранее сформировавшимися умениями и интересами уча-щихся в последующем нивелируется, происходит усиление взаимосвязей умений и ин-тереса на качественно новой обобщенной содержательной основе. Систематически включаемые в учебное познание межпредметные связи положительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. Это способствует умственному развитию школьников и формированию широких познавательных интересов как одному из пока-зателей развития личности. В деятельности на основе межпредметных связей возникает устойчивая зависимость: широта познавательных интересов — осознанное восприятие межпредметных задач — потребность в познании межпредметных связей—творческий подход—умение мыслить системно—познавательная самостоятельность ученика.

Формирование мировоззренческой направленности познавательных интере-сов старшеклассников.

Включение в процесс обучения межпредметных связей как стимула познаватель-ного интереса качественно преобразует другие его стимулы. Это происходит в силу то-го, что учебный процесс представляет собой систему, в которой все компоненты нахо-дятся в структурно-функциональной связи и изменение одного из них нарушает эти свя-зи и вызывает необходимость системного подхода к организации всего процесса. Вклю-чаемые в содержание урока межпредметные связи усиливают его новизну, вызывают обновление уже известного материала, объединяют новые и прежние знания в систему. Связи смежных курсов позволяют глубже проникнуть в сущность предметов, раскрыть, например, причинно-следственные, физико-химические связи в биологических процес-сах. Это дает возможность полнее показать историю науки, методы и достижения со-временной науки, в которой усиливаются интеграция знаний и системный подход к по-знанию. Укрепляя стимулирующее содержание уроков, межпредметные связи активизи-руют и процесс усвоения знаний, основанный на их постоянном применении. Становит-ся наглядной практическая нужность и полезность знаний по всем предметам. Осозна-ние нужности знаний надежно укрепляет интерес к их углублению и расширению. Сам процесс познания, обогащенный межпредметными связями, активизируя мыслительные процессы, служит источником устойчивого' интереса школьников. Межпредметные свя-зи усиливают обобщающий характер содержания учебного материала, который требует изменения и методов обучения.

Межпредметные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: вносят проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению но-выми умениями. Преобразуя методы обучения, межпредметные связи оказывают влия-ние на изменение и его организационных форм. Возникает потребность в коллективных формах организации учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают реше-ние межпредметных проблем, создавая условия для проявления знаний и интересов учащихся по другим предметам. При этом возможен успех для каждого. Успешность деятельности, как известно, важнейший побудитель активности и интереса к ней. В кол-лективных формах учебной работы активно действуют стимулы познавательного инте-реса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в дея-тельности, элементы соревнования, поощрение и другие (Г. И. Щукина).

В процессе формирования познавательных интересов учащихся межпредметные связи (содержательные, операционно-деятельностные, организационно-методические) выполняют многоплановые функции. Прежде всего, они выступают как стимул интере-сов учащихся к урокам, преломляясь во всех других положительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений. Учебная деятельность с опорой на межпред-метные связи вызывает непосредственный интерес к урокам. Осуществляясь системати-чески, они становятся условием формирования устойчивых познавательных интересов школьников. Такие умения формируются на основе установления межпредметных свя-зей биологии с историей, географией, обществоведением, когда учитель предлагает за-дачи типа «дать критику», «доказать», «обосновать», «аргументировать вывод» и т. п. Оценочный фактор в познании стимулирует интерес и активность учащихся.

Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно форми-рует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы, что особенно ценно для всестороннего развития личности старшеклассника. Мировоззренческая на-правленность познавательных интересов — это устойчивое стремление школьника к пониманию и обоснованию существенных связей, объясняющих отношения «личность и общество», «природа и общество», «человек и труд». Процесс формирования мировоз-зренческой направленности познавательных интересов включает этапы:

I. пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при ус-воении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов про-блемности;

II. развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, форми-рование познавательной самостоятельности при решении межпредметных за-дач;

III. укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержа-ния).

Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в деятельности на основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи с формированием ми-ровоззренческих, ценностных ориентации личности, регулирующих ее социальную

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»