Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физика /

Вопросы экологии на уроках физики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации.

Орский Гуманитарно-Технологический Институт

(филиал)

Оренбургского государственного университета

Физико-математический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Вопросы экологии на уроках физики.

Выполнила: студентка физико-математического факультета группы 4Б

Бессонов Павел Александрович.

Научный руководитель: к. п. н. Профессор

Янцен Виктор Николаевич.

Орск. 1999г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

§1 СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ ОРЕНБУРЖЬЯ. 5

§2. СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ. 9

§3. РОЛЬ ФИЗИКИ В ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

ЛИТЕРАТУРА: 27

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отрас-лей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться; иначе человечество окажется перед, лицом экологической катастрофы, не менее угрожающей его су-ществованию, чем ядерная война.

Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в при-роду необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических, экономических и других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, воспитатель-ные, поскольку подрастающие поколения еще на школьной скамье должны быть подготовлены к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему идея «экологизации» учебных дисциплин (т.е. отражения в их содержании и методике препода-вания задач формирования у школьников экологической культуры) приобрела в настоящее время исключительно важное значение. Наряду с биологическими дисциплинами велика роль в приобщении молодежи к вопросам охраны природы и рационального использования ее ресур-сов в условиях стремительного развития научно-технического прогресса курса физики, по-скольку достижения именно этой науки и смежных с ней дисциплин лежат сегодня в основе создания новой техники и новейших технологий, а также разнообразных природоохранитель-ных методов и средств.

Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физике связа-но, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов; с выработкой убеж-дения в необходимости рационального использования окружающей среды и защиты ее от вся-кого рода загрязнений, в возможности применения научных идей и открытий для «нейтрализа-ции» отрицательных последствий научно-технического прогресса, например, таких вредных физических факторов, как шум, вибрации, электромагнитные поля различных частот, обуслов-ленные широким использованием электроприборов на производстве и в быту, ростом числа и мощности радио- и телестанций, радиолокационных установок, и пр.). Таким образом, показ возможных путей выхода из назревающего экологического кризиса, основанных на достижени-ях в области современной физики и техники (развитие атомной энергетики и использование во-зобновляемых источников энергии, применение магнитогидродинамических установок, новей-шей измерительной аппаратуры и электронно-вычислительной техники, космических методов контроля за окружающей средой и т.д.), представляет собой другой важный аспект экологиче-ского образования школьников при обучении физике.

Изучая курс физики, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи об-щества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источ-никах ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды (в том числе и тех, в которых участ-вуют сами школьники). Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцен-тируя внимание учеников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную работу.

В данной курсовой работе раскрыто содержание физико-экологических знаний, приобре-таемых учащимися при изучении курса физики с учетом межпредметных связей этой естест-веннонаучной учебной дисциплины с другими, а также основных экологических умений, полу-чаемых старшеклассниками, описаны пути и методы обучения школьников экологическим зна-ниям и умениям, как на урочных, так и внеклассных занятиях по физике.

Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в резуль-тате рассмотрения некоторых физических величин (освещенность, температура, влажность, давление и др.), а также явлений (ветер, шум, вибрации, различного вида излучения и пр.) и прикладных вопросов (например, использование различных видов энергии - механической, электрической, ядерной, геотермальной, солнечной и т.д.) с точки зрения их роли в природных процессах или влияния на них положительных и отрицательных сторон научно-технического прогресса, физико-технических методов и средств охраны природы. Это позволяет добиваться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали все более усложняющееся взаи-модействие общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в ее жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ре-сурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио- и телепередач, кино-фильмов и т.д., могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды.

Последнее исключительно важно в воспитательном отношении, ведь «экологизация» учебных предметов предполагает не только ознакомление школьников с вопросами экологии, но и воспитание у них бережного, ответственного отношения к природе. Наиболее успешно та-кое отношение вырабатывается в процессе практической природоохранительной деятельности.

Итак, введение элементов экологии в учебный процесс по физике помогает усилению, с одной стороны, идейно-политического, мировоззренческого содержания курса, а с другой - его политехнической, трудовой направленности с целью более эффективной подготовки школьни-ков к участию в народном хозяйстве, причем в любой его сфере, так как экологические знания и умения носят всеобщий характер, они необходимы всем, независимо от специальности.

§1 СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ ОРЕНБУРЖЬЯ.

Оренбургская область располагает большими природными ресурсами. Разнообразные рудные природные ископаемые, нефть, газ, стройматериалы, водные ресурсы, плодородные земли, видовое обилие растений и животных вот далеко не полный перечень природно-ресурсного потенциала области. Большая конкуренция предприятий металлургического и энер-гетического комплексов, химической и нефтяной промышленности при развитом сельскохозяй-ственном производстве отрицательно сказывается на качестве природной среды, биогеоценозах, здоровье населения.

Область характеризуется сложной, а местами кризисной экологической обстановкой. На-копившиеся за многие годы экологические проблемы в настоящее время усугубляются соци-ально-экономическими трудностями.

Воздух. В 1996 году Оренбургская область вошла в число 12 регионов с наибольшим объ-емом выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Из 19 субъектов РФ, где сосредоточен ос-новной объем накопленных токсичных отходов, область находилась на 3-ем месте, уступая по этому показателю Красноярскому краю и Челябинской области.

Особенно неблагополучное положение окружающей среды наблюдалось в Орске, Ново-троицке, Медногорске, Оренбурге, а также в районах деятельности предприятий газодобываю-щего комплекса. В 1995 г объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составил 515,3 тысяч тонн. Основным загрязнителем окружающей среды являлось акционерное общество «НОСТА», «Южуралникель», «Орскнефтеоргсинтез», медно-серный комбинат, «Оренбургнефть» и «Оренбурггазпром».

Вода. В поверхностные водные объекты сброшено 1782,1 миллиона кубометров сточных вод. В Орске, Новотроицке, Гае весь объем сточных вод отнесен к категории загрязненных, 99% загрязненных стоков в Бузулуке и Медногорске.

Земля. Всего рекультивированно по области 669 гектар земель при общей площади отра-ботанных земель на начало 1997 года 4214 гектар. За счет капитальных вложений рекультиви-рованно 173 гектар нарушенных земель. Работы на площади 45 гектар произведены предпри-ятием «Оренбурггазпром», на 128 гектарах ОАО «Оренбургнефть». Организациями Минсель-хозпрода России созданы защитные лесные насаждения на площади 2215 гектар.

Отходы. За год на предприятиях области образовалось 5 миллионов тонн токсичных отхо-дов. Только незначительная часть их направлена в места организованного захоронения. Основ-ной объем отходов размещается в накопителях, на полигонах, свалках, что представляет опас-ность загрязнения окружающей среды.

Важнейшее

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»