Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Химия /

Топливные элементы

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Билет 1: Особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру.

Две главные черты, характеризующие философское мировоззрение – его системность, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Вопрос о соотношении материи и сознания, т. е. по сути дела об отношении мира и человека, есть главный вопрос философии.

Различное решение этого вопроса Энгельс характеризовал как основной вопрос философии. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично – материя или сознание; 2) как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли этот мир.

Отношение человека к миру троякое: познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос – что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

Но познание мира было делом не только философии. Особенность философии в том, что она изначально выступала как универсальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это ограничивает Ф от конкретных наук.

Ф призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем мир, но каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д. В итоге Ф выступила не только в виде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общество и его подсистемы. Поле деятельности Ф определяется тем, что она есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержание философской науки представляет сложную систему.

3) Бытие и его основные формы. Понятие материи в Ф и его значение.

Бытие – наиболее широкое философское понятие, включает в себя всю окружающую природу, человека, все явления, которые происходят в природе. Охватывает все окружающие явления и события, происходящие в мире. Это понятие употребляется с давних пор, и включает в себя несколько форм:

1) Бытие природы – представляет собой существование совокупности вещей, процессов и состояний, обуславливающих некую целостность и существующей до, вне и независимо от сознания человека.

2) Бытие человека (индив. бытие) – выражается через реальный процесс развития сложного диалектического единства тела и духа.

3) Духовное бытие – включает все стороны жизни, связанные с духовной стороной жизни человека.

4) Общественное бытие (материальная сторона жизни людей). Данная форма бытия определяется так же как бытие и материальная деятельность индивидов, социальных групп, классов, как реальный поцесс жизнедеятельности людей.

В каждой форме бытия есть своя специфика, закономерности существования и развития. Между формами бытия существует взаимосвязь, которая проявляется в том, что жизнь человека зависит от природы и природа зависит от человека.

Для того, чтобы показать, что новейшие открытия физики все более и более подтверждают диалектический материализм, Ленин обращает свое внимание на определенные сущности материи. «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.» (Ленин)

В этом определении подчеркивается материалистический подход, в нем обращается внимание на взаимосвязь познания материи.

Материя обладает множеством свойств. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющихся атрибутами материи, т. е. тем, что обеспечивает их бытие. Материя никогда не имела начала во времени и пространстве, и никогда не будет иметь конца.

Структура материи:

1) Виды М: вещество, антивещество, поле.

2) Структурные уровни М:

a. элементарные частицы и поля

b. Атомно-молекулярный уровень

c. все макротела, жидкости и газы

d. космические объекты

e. Биологический уровень – природа

f. Соц. уровень – общество.

3) Сферы М: неживая, живая и соц. организованная – общество.

Билет 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Материализм и идеализм.

Вопрос о соотношении материи и сознания является основным вопросом философии. Основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично: материя или сознание; вторая - познаваем ли мир?

Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности. Материалисты считают, что первична материя, для идеалистов первична идея. Существует также дуалистическое мышление (Декарт, Кант). Дуалисты считают, что сознание и бытие изначально развиваются параллельно независимо друг от друга.

Материализм: 1) Наивный материализм древних (Герклит, Фалес, Демокрит); 2) Метафизический материализм (фр. материалисты 19в).

Идеализм имеет 2 основные разновидности: 1) объективный - объективные идеалисты говорят о первичности идеи. Объективность - независимость от человеческого мышления. 2) субъективный - субъективный идеализм говорит о том, что мир в рамках которого человек существует, который окружает человека предстает перед ним в зависимости от субъекта, т.е. субъект сам формирует свой мир.

Билет 4. Движение, как способ материи. Движение и покой. Формы движения материи и их взаимосвязь.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение.

С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ существования материи, и, следовательно, существовать значит быть вовлеченным в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого.

Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно

изменчивости, ассоциации и диссоциации атомов. В биологической форме движения - это противоречия ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. В социальной сфере - противоречие производства и потребления.

Общество - самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Источники его саморазвития (как и развития мира в целом) заключены в диалектических противоречиях, приобретающих в обществе характер специфических, социальных противоречий.

В истории общества в целом прослеживается действие закона возвышения потребностей. Действие этого закона обнаруживается в том, что повторение циклов общественного производства приобретает характер расширенного воспроизводства, поступательного движения производства, а значит, и общества. Поэтому возвышение потребностей выступает как одна из важнейших движущих сил истории. Через возвышение потребностей разрешается противоречие между производством и потреблением с тем, чтобы вновь быть воспроизведенным и вновь разрешенным и т.д.

Общественные потребности не ограничиваются индивидуальными потребностями, они выступают и как потребности социальных групп, общества в целом. Они и побуждают не только отдельные личности, но и большие группы людей либо поддерживать старое, либо выступать за его устранение, за утверждение нового, побуждают к разрешению назревших противоречий.

Билет 30. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.

Одним из ключевых понятий в решении проблемы человека является понятие личность. Оно отражает социальную, сущностную характеристику человека.

Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Ф.Энгельс писал о том,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»