Экология /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
диспансеризации населения. В принятом решении констатируется, что дальнейшее развитие и совершенствование донозологической диагностики должно основываться на фундаментальных принципах профилактической науки, проведении широких медико-биологических экспериментальных и натурных исследований, комплексной эколого-гигиенической оценке реальной нагрузки на организм человека, активном участии врачей-профилактиков в диспансеризации, в том числе здорового населения.
Следует заметить, что фундаментальные эколого - гигиенические исследования по охране здоровья петербуржцев и условиям их жизнедеятельности, нуждаются в значительном финансовом обеспечении, оснащении современной аппаратурой и компьютерной техникой. К сожалению, самый сильный научный потенциал врачей профилактического профиля в России, который имеется в Санкт-Петербурге, используется не в полной мере, поскольку большая часть его работают в госбюджетных организациях и учреждениях. Имеется необходимость губернатору и Законодательному собранию города сформировать координационный комитет по медико-профилактическим проблемам экологии города и провести аттестацию всех предпринимательских подразделений с выдачей соответствующего сертификата на право заниматься эколого-гигиеническими проблемами в Санкт-Петербурге.
4. Предлагаемые пути выхода из экологического кризиса.
Учитывая большую распространенность отмеченных неблагоприятных для здоровья эффектов, низкую информированность государственных органов всех уровней о степени опасности для здоровья, связанной с присутствием в окружающей среде антропогенных факторов, практически полную незащищенность населения, проживающего в неблагоприятных условиях окружающей среды, целесообразно при определении политики развития здоровья выделить следующие три основных подхода:
• создание на различных государственных уровнях единой системы контроля качества окружающей среды и оценки последствий для здоровья населения;
• разработка и реализация технико-технологических и природоохранных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенными факторами окружающей среды;
• создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции неблагоприятных изменений здоровья, вызванных действием антропогенных факторов.
Проведение соответствующих работ по указанным направлениям позволит с наименьшими экономическими затратами достичь заданного уровня качества окружающей среды, при котором риск развития неблагоприятных эффектов для здоровья населения будет минимизирован, а возникшие первичные неблагоприятные изменения будут скорригированы профилактическим вмешательством. Ожидается существенное снижение числа случаев нарушения детородной функции и постнаталь-ного периода развития, распространенности неинфекционных заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых, легочных заболеваний, болезней печени, особенно среди детей.
Антропогенная нагрузка в условиях концентрации промышленного потенциала в ряде регионов и городов России давно перешла все допустимые пределы, а рост промышленного производства, сопровождающийся увеличением городского населения, компактно проживающего в промышленных зонах на ограниченных территориях, приводит к увеличению доли людей, подвергающейся вредным воздействиям.
Создание комплексной программы оздоровления требует подробного анализа состояния среды обитания и здоровья населения, без которого не могут быть выделены приоритетные направления деятельности, сформулированы основные критерии направлений оздоровления и конкретные задачи по созданию и поддержанию здоровой окружающей среды.
При разработке комплексной программы оздоровления целесообразно широко использовать международный опыт, в частности, опыт европейских городов и США, международные проекты ВОЗ: "Здоровье для всех", "Здоровье города", программы сотрудничества Американского международного союза здравоохранения и другие.
В качестве примера схожести задач, стоящих перед российскими городами и городами других стран, можно привести некоторые пункты проекта ВОЗ "Здоровые города", являющегося средством проведения в жизнь стратегии "Здоровье для всех" и отвечающего на вопрос о том, что является конечной целью программ оздоровления (в широком смысле этого понятия).
Согласно определениям ВОЗ, признаками "здорового города" являются:
• чистая, безвредная, оптимальная внешняя среда;
• устойчивая экосистема;
• достаточный уровень социального развития;
• высокая степень участия населения в принятии решений, от которых зависит его жизнь, здоровье и благополучие, контроль над этим решениями;
• удовлетворение основных потребностей (в пище, воде, жилье, уровне дохода, безопасности и работе) всего населения города;
• доступность самых разнообразных средств саморазвития, организации досуга, возможность широких контактов, сотрудничества, общения;
• разветвленная, жизнеспособная экономика, использующая новейшие достижения науки и техники;
• поощрение интереса к истории, к культурному наследию и этническим корням жителей города, а также других людей и групп;
• структура управления, совместимая со всем перечисленным выше и помогающая этого достичь;
• оптимальный уровень общественного здоровья в городе и доступные для всех медицинские службы;
• высокие количественные показатели здоровья и низкие - по заболеваемости.
Концепция "здорового города” означает процесс, а не результат.
На основе общих идей проекта ВОЗ "Здоровые города" город самостоятельно разрабатывает собственные, местные проекты. Их основные черты следующие:
• направленность на здоровье (при понимании здоровья в широком смысле, включая и социально-психологические аспекты, и т.д.);
• обязательное участие городских властей в принятии решений по оздоровлению окружающей среды;
• координация межведомственной деятельности, в том числе создание необходимых организационных структур;
• участие общественности;
• использование новейших достижений и методов работы.
Проект достигает цели только в том случае, когда более здоровой становится обстановка везде: в домах, школах, на рабочих местах и т.д.
В целях определения государственной стратегии действий, а также руководствуясь документами Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 4 февраля 1994 г. введены в действие Указом Президента РФ "Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", направленные на реализацию закрепленного в Конституции права граждан на благоприятную окружающую среду.
При разработке "Основных положений" в разделе "Охрана среды обитания человека" указанного документа предусмотрены следующие основные направления деятельности:
• создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;
• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;
• улучшение качества продуктов питания;
• обеспечение населения качественной питьевой водой;
• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;
• обеспечение радиационной безопасности населения;
• предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
• экологическое воспитание и образование населения.
Цели и задачи программы по оздоровлению окружающей среды
1. Создание благоприятной окружающей среды:
• улучшение качества атмосферного воздуха;
• улучшение качества воды;
• удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;
• улучшение условий профессиональной деятельности;
• система экологического мониторинга.
2. Стабилизация и улучшение социально-экономического положения населения:
• улучшение качества медицинской помощи населению;
• обеспечение занятости населения;
• улучшение социальной поддержки населения;
• организация помощи и труда инвалидов.
3. Формирование здорового образа жизни:
• физическая активность;
• уменьшение потребления табака, алкоголя, психотропных средств;
• сбалансированное питание;
• экологическое воспитание и образование.
4. Улучшение состояния здоровья населения:
• здоровье матери и ребенка;
• здоровье детей и молодежи;
• сохранение здоровья в старости;
• лучшие возможности для инвалидов;
• уменьшение числа несчастных случаев (травмы, отравления);
• сокращение распространенности сердечно-сосудистых заболеваний;
• борьба с онкологическими заболеваниями;
• сокращение распространенности инфекционных болезней;
• уменьшение числа психических расстройств и самоубийств;
• снижение уровня хронических болезней.
В связи с тем, что значительные ухудшения окружающей природной, производственной и социальной среды обитания человека и условий его жизнедеятельности приобретает устойчивый характер, в Российском парламенте были разработаны предложения:
• обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о принятии Указа "О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в стране";
• просить Государственную Думу ускорить рассмотрение и принятие федеральных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|