Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экология /

Анализ экологической ситуации Москвы, факторы и механизмы формирования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


природоохранная политика города.

3.1. Ретроспективная оценка городских экологических программ.

В основу многих градостроительных решений были положены рекомендации по планированию и приоритетности природоохранных мероприятий, разработанные в 1986 г. в рамках ТерКСОП Москвы до 2010г. В результате существенно снизилось количество экологически необоснованных градостроительных решений, что обусловлено как экологизацией процесса проектирования, так и введением экологической экспертизы предпроектной и проектной документации.

В соответствии с принятыми постановлениями в период 1971-1990 гг. предусматривалось вывести из города 352 объекта (предприятия, организации, их отдельные подразделения и производства), в т.ч. за 1971-1988гг. - 276 объектов, из которых 77 - экологически вредных. Фактически было выведено 197 объектов (около 70%), в т.ч. 54 - экологически вредных.

Основная цель природоохранной политики 1990-х годов – добиться, чтобы градостроительное развитие, экономический рост, повышение качества жизни происходили без увеличения нагрузки на окружающую среду.

В 1992 г. была принята Комплексная экологическая программа (КЭП) Москвы, рассчитанная на реализацию до 2005г. (постановление Правительства Москвы от 27.09.94 №860). Главная цель КЭП – обеспечение экологической безопасности развития мегаполиса и предотвращение обострения социальных и экологических проблем.

При формировании основных мероприятий КЭП ставилась задача комплексного решения следующих основных групп проблем:

1) стабилизация, а затем и снижение загрязнения атмосферного воздуха на территории города;

2) стабилизация и постепенное снижение водопотребления, рационализация водохозяйственного баланса, улучшение состояния водных объектов;

3) сокращение удельной ресурсоемкости производимой продукции, внедрение малоотходных и безотходных технологий, создание инфраструктуры по сбору, транспортировке, использованию и обезвреживанию твердых бытовых и производственных отходов;

4) разработка и внедрение экономического механизма, стимулирующего перепрофилирование, вывод или ликвидацию экологически опасных предприятий и производств;

5) снижение выбросов от объектов теплоэнергетического комплекса (включая введение налога на сернистость мазута, внедрение ступенчатого сжигания и рециркуляции топочных газов, вывод из эксплуатации мелких котельных);

6) разработка проектов ПДВ, ПДС и санитарно-защитных зон для промышленных предприятий и промзон.

Система мероприятий формировалась по четырем основным группам: планировочно-градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические и административно-управленческие.

Реализация КЭП Москвы в части охраны водного бассейна и очистки сточных вод к 1997 г. имела следующий экологический эффект:

-среднее водопотребление питьевой воды снизилось с 6460 тыс.м3/сут. в 1994 г. до 5409,2 м3/сут. в 1999 г.; при этом основная доля водопотребления приходится на население.

-достигнуто полное соответствие качества питьевой воды государственным стандартам по санитарно-гигиеническим показателям;

-осуществлено строительство водоочистных сооружений на объектах МГП "Мосводоканал" (Рублевская водопроводная станция, Захарковский карьер, Курьяновская станция аэрации и др.);

-снизился сброс в водные объекты Москвы сточных вод, загрязненных солями тяжелых металлов;

-проведены работы по благоустройству и капитальному ремонту водоемов города (Лианозовские пруды, пруды в парке Мандельштама, пруды на Мичуринском проспекте и т.д.);

-депонирование осадков станций аэраций позволило уменьшить площади земель, занимаемых под их хранение, более чем на 300 га.

В результате реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем выбросов вредных веществ от объектов теплоэнергетики города снизился в период 1993-2000 гг. более чем на 40 %.

К сожалению, не выполнены позиции программы, предусматривающие использование в зимнее время на объектах теплоэнергетики только малосернистых сортов мазута, с чем связано отсутствие положительного эффекта по выбросам сернистого ангидрида и пятиокиси ванадия.

Таким образом, мероприятия КЭП, выполненные и профинансированные в среднем на 10 %, все же имели значительный положительный эффект. В частности, реализация КЭП в области градостроительства и формирования пакета нормативно-методических документов по экологизации проектирования привели к совершенствованию градостроительных решений.

3.2. Качество компонентов природной среды.

В настоящее время по совокупности уровней загрязнения природных сред - почв, воздуха, воды - и, как следствие, деградации природной среды экологическое неблагополучие города оценивается как "очень высокое".

3.2.1. Атмосферный воздух.

Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетики, нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки.

За последние годы выбросы стационарных источников неуклонно снижаются, что обусловлено стагнацией промышленного производства, а также переводом практически всех объектов тепло- и электроэнергетики на природный газ как основной вид топлива. Ограничение на использование мазута в качестве резервного вида топлива (не более 5 % в топливном балансе) позволило добиться снижения выбросов не только оксидов азота, но и соединений серы и ванадия. Выбросы вредных веществ стационарными промышленными источниками загрязнения атмосферного воздуха составили: в 1990 г. - 273,8 тыс.т; в 1991 - 297,8; в 1995 - 186,0; в 1997 - 151,5; в 1998 – 131,1 и в 1999 – 128,5.

В то же время говорить о существенном снижении вредного воздействия на природную среду в условиях спада производства крайне сложно, ибо одновременно происходит процесс старения очистных сооружений и другой природоохранной техники.

Падение объемов производства влияет на сокращение объема уловленных вредных веществ, выбрасываемых стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха. При этом улавливание твердых загрязняющих веществ составляет 95,4% (в 1992 г. - 94%) от общего количества выбрасываемых твердых веществ, а улавливание газообразных и жидких вредных веществ обеспечивается только на 30% (в 1992 г. - 38,8%).

Для города загрязнение воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта является основной экологической проблемой. Доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения составляет 93 %. С целью снижения воздействия автотранспорта на окружающую среду осуществляется постепенный перевод транспорта на газовое топливо. Так, в 1999 г. переоборудовано для работы на сжатом газе 52 автобуса и 260 грузовиков.

Москва более 10 лет входит в перечень городов РФ с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Тенденция изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха за 1993-1997 гг. указывает на некоторое снижение концентраций диоксида азота, формальдегида, бензола, ксилола. При этом концентрации загрязняющих веществ характеризуются следующими показателями:

• диоксид азота в среднем по городу – 1,5-3,0 ПДКс.с.;

• формальдегид - 2,3 ПДКс.с;

• фенол - 1-1,5 ПДКс.с.

На территориях жилых микрорайонов, прилегающих к крупным магистралям, уровни загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода, окислами азота и формальдегидом превышают допустимые нормативы в среднем в 3,3, 5,6 и 2,5 раза соответственно.

Максимальные разовые концентрации, превышающие предельно допустимые более чем в 20 раз, отмечались вблизи автомагистралей в Центральном, Юго-Восточном и Южном административных округах.

Центральная часть города наиболее перегружена транспортом, самыми загрязненными участками ЦАО оксидом углерода являются районы "Хамовники", "Пресненское", "Арбат" и "Таганское".

В 1998 г. впервые отмечено незначительное снижение концентраций загрязняющих веществ (диоксида серы, оксида углерода, углеводородов) в атмосферном воздухе по сравнению с 1997 г.

В 1999г. Москва не вошла в список городов РФ с максимальными концентрациями примесей выше 10 ПДК. По данным Росгидромета, в Москве высокое загрязнение воздуха охватывает лишь отдельные крупные районы. В перечень веществ, определяющих высокий уровень загрязнения воздуха в Москве, входят аммиак, диоксид азота, формальдегид.

Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный как сумма деленных на ПДК средних за год концентраций веществ (с приведением к концентрации диоксида серы в долях ПДК), отражает высокий уровень загрязнения при значениях от 7 до 13 , и очень высокий при значениях, равных и более 14.

В 1999 г. ИЗА в Москве составил 10,41, при этом отмечались следующие среднесуточные концентрации (в долях ПДКс.с.) по: диоксиду азота – 2,5 ПДКс.с.; формальдегиду – 2,3 ПДК с.с.; оксиду азоту – 1,7 ПДК с.с.; аммиаку – 1,5 ПДК с.с.; оксиду углерода – 1,0 ПДК с.с.

Характеризуя распределение уровня загрязнения по территории города, к зонам неблагоприятной и крайне неблагоприятной экологической обстановки следует отнести автомагистрали, где повышенный уровень загрязнения отмечен по 5 веществам. На Варшавском шоссе содержание формальдегида составляет 4,3 ПДК с.с., диоксида азота – 2,5 ПДК с.с., бенз(а)пирена, оксида углерода и фенола – 1,0 – 1,8 ПДК с.с. На Сухаревской площади (Садовое кольцо) уровень загрязнения воздуха диоксидом азота превышал норму в 2,5 раза, оксидом азота, формальдегидом, оксидом углерода, фенолом - до 1,6 ПДК с.с. Умеренно неблагоприятной может быть названа экологическая обстановка почти на всей остальной территории города. Здесь отмечается повышенный уровень

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»