Экология /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
разработка и реализация программ по водным ресурсам "Москва-река" и "Малые реки";
- мониторинг качества воды, комплексная оценка состояния водных ресурсов города;
- снижение сбросов токсичных веществ в водные объекты;
- разработка комплексных подходов к водозабору, водораспределению, очистке, использованию и сбросу вод;
- разработка и осуществление мероприятий, направленных на защиту подземных вод от загрязнения.
В области защиты почв и рационального землепользования:
- мониторинг почвенного покрова и земельных ресурсов, оценка деградации почв;
- уменьшение загрязнения почв токсичными химическими веществами, в том числе тяжелыми металлами;
- разработка и применение методов рекультивации почв и земель.
В области управления опасными отходами:
- мониторинг опасных промышленных и бытовых отходов;
- разработка и внедрение методов и средств ограничения распространения опасных химических веществ из отходов в окружающей среде;
- разработка методов, технологий и средств обезвреживания опасных отходов;
- разработка технологий и методов использования опасных и других отходов в качестве вторичного сырья;
- разработка и осуществление требований к малоотходным и безотходным технологиям и рециркуляции отходов в промышленности;
- изучение воздействия опасных химических веществ, содержащихся в отходах, на окружающую среду и здоровье человека.
В области стратегии развития промышленности, энергетики и транспорта:
- разработка критериев, норм по планированию и размещению производственных объектов, функциональному зонированию территории;
- определение экологических критериев развития и реконструкции транспортной системы города.
В области административного регулирования - прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, а также введение соответствующих нормативов, стандартов и ограничений, в том числе:
- стандартов качества окружающей природной среды, регламентирующих допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих (ПДК, ПДУ и др.);
- стандартов воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса (предприятия), устанавливающих уровень выбросов (сбросов, отходов) из данного точечного источника после применения очистного оборудования (ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС, лимиты размещения отходов и др.);
- технологических стандартов, устанавливающих определенные требования для процесса производства или очистных технологий (например, удельные нормативы, "наилучшие из имеющихся технологий" и др.);
- стандартов качества продукции (например, содержания вредных веществ в продуктах питания, питьевой воде и др.).
В области непосредственного административного воздействия на виновников загрязнения развитие:
- прямых запретов, применяемых в тех случаях, когда определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду, что эффективным становится только их полное запрещение (ДДТ, озоноразрушающие вещества и др.). Данный метод часто применяется в сочетании с лимитированием (ограничением масштабов воздействия), предшествующим полному запрету;
- оценки воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС), служащей, в т.ч., для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экологических издержках проектов;
- разрешений и лицензий, необходимых для хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять (развивать) деятельность в сфере, подлежащей лицензированию или легально осуществлять выбросы.
В области экономических методов управления природоохранной деятельностью развитие:
- налогов (платежей) на загрязнение, представляющих собой косвенные рычаги воздействия и выражаюшихся в установлении платы за выбросы (сбросы, отходы);
- платежей пользователей за получение разрешения или лицензии;
- субсидий, представляющих собой специальные выплаты хозяйствующим субъектам-загрязнителям за сокращение выбросов (инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантирование займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, компенсационные выплаты за использование первичных ресурсов и конечной продукции и др.);
- системы обязательной ответственности за причиненный ущерб, представляющей собой денежное возмещение ущерба (включая штрафы) либо осуществление компенсационных мероприятий, в том числе на добровольной основе (например, рекультивация земель, лесовосстановление и др.);
- системы целевого резервирования средств для реализации природоохранных мероприятий (например, обезвреживание или утилизацию отходов), представляющей собой прямой залог или его разновидности;
- системы коллективной ответственности (концепция "пузыря"), представляющей собой трактовку множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы, обеспечивающей с применением рыночных механизмов (купля-продажа прав на загрязнение) оптимизацию природоохранных затрат и результатов;
- банков прав на загрязнение, представляющих собой модификацию предыдущего подхода, и обеспечивающих реализацию "экологических финансовых инструментов" (банковские операции по купле-продаже прав на загрязнение, кредитование эмиссий и др.);
- информационных систем, обеспечивающих оперативность, полноту и достоверность информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
5. Заключение.
Москва является столицей такой огромной страны как Российская Федерация. Столицей не только в экономическом, политическом Ии социальном планах, но и в плане экологических проблем. Как самый населенный город страны Москва имеет высокую степень урбанизации и огромное количество автотранспорта. Всё это прямо связано с экологической ситуацией, экологическими проблемами и программами. Действительно, наиболее острые экологические проблемы стоят перед теми районами Москвы, через которые проходят крупнейшие автомагистрали и в которых наибольшее количество зданий и построек, а значит наименьшее количество зелёных насаждений, чистых водоёмов и прочих незатронутых хозяйственной деятельностью человека уголков природы (см. приложение).
В настоящее время правительство Москвы уделяет всё большее внимание экологии города. Проводится большое число программ и охранных мероприятий. Роль этих мероприятий огромна, причём они важны не только для Москвы и Московской области, но и для всей России в целом. Остаётся верить, что руководство города и страны не остановится на достигнутом и сделает всё для предотвращения критического ухудшения экологической ситуации в столице.
6. Список использованной литературы.
1. Бочкарёва Т.В. Экологический джин урбанизации. – М., 1998.
2. Косический портрет экологии столицы. – Е.В. Новиков, Т.И. Маршалкин // Москва. 850 лет. – юбилейное издание в 2-х томах. – том 2-й. – 1997.
3. Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997.
4. Распоряжение мэра Москвы от 29.05.96 №328-РМ "О мерах по улучшению экологической ситуации в г. Москве".
5. Устав города Москвы, 28.06.95.
6. www.appartment.ru/ecology/ - экологический сайт города Москвы: экологическая карта, анализ районов города.
7. www.mos.ru – официальный сайт правительства Москвы: вся статистическая информация.
7. Приложения
7.1. Приложение А: общая экологическая карта Москвы с комментариями.
В центре города основное влияние на экологию оказывает автотранспорт (80% загрязнения в пределах Садового кольца). Также сильное загрязнение от автотранспорта ощущается вдоль крупных автомагистралей (50-250 метров, в зависимости от застройки и зеленых насаждений). Промышленные предприятия расположены в основном на юго-востоке (вдоль Москвы-реки) и на востоке города. Самые чистые районы - Ясенево, Крылатское, Строгино, район метро Юго-Западная, а также за пределами кольцевой дороги - Митино, Солнцево. Самые грязные - Марьино, Братеево, Люблино, районы внутри Садового кольца.
Восточный округ.
На территории округа имеется несколько крупных промзон, которые существенно влияют на экологию прилежащих районов. Наиболее чистые районы - прилегающие к лесопарку "Лосиный остров" и Измаиловскому парку, а также находящиеся за кольцевой автодорогой - Новокосино, Косино, Жулебино. Наиболее грязные - прилегающие к центральному и юго-восточному округам.
Юго-Восточный округ
Один из самых загрязненных в Москве. На качество атмосферного воздуха в основном влияют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод, а также множество предприятий, расположенных вдоль Москвы-реки. Предприятия-загрязнители имеются практически на всей территории округа. В этом округе практически все районы сильно загрязнены, особенно - Марьино, Люблино, Капотня.
Южный округ
На качество атмосферного воздуха в основном влияют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод. Наименее загрязненные муниципальные округа (в порядке возрастания загрязненности): Чертаново (исключая Варшавское ш.), Бирюлево. Следует обратить внимание на микрорайоны Братеево и Орехово-Борисово, в которых, несмотря на небольшое количество выбросов
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|