Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экология /

Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека



Скачать реферат


Тема: “Введение. Предмет и содержание гигиены,

экологии и экологии человека”.

1. Содержание гигиены, её отличие и задачи.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состоя-ние здоровья населения с целью уменьшить их отрицательное влияние путём прове-дения профилактических мероприятий.

Отличие гигиены:

- в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной че-ловек);

- гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объе-динённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна).

В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрица-тельному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

Факторы окружающей среды делят на 4 группы:

- химические факторы – химические соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищи или примесей к ним.

Недостаточное или избыточное их содержание может служить причиной заболевания (недостаток йода в пище приводит к нарушению функций щито-видной железы; недостаток кислорода в воздухе вызывает кислородное голо-дание);

- физические факторы – температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и др. (высокая температура воздуха может вызвать перегрев организма и тепловой удар; ин-тенсивный шум – поражение органа слуха и глухоту);

- биологические факторы – бактерии, вирусы, гельминты, грибы и др.

Проникая в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт или кожу, они могут быть причиной заболеваний;

- психогенные факторы – слово, речь, письмо.

Вызывая у человека эмоции, сильно воздействуют на организм. И. Павлов относил слово к сильнейшим раздражителям.

(Слово “врач” появилось в русском языке с XI века. Происходит от слова “врать”, которое в старину означало не “лгать”, а просто “говорить”, т.е. вра-чом называли человека, умеющего заговаривать, влиять на больного силою слова).

Действие всех перечисленных факторов на человеческий организм связано с видом и условиями трудовой деятельности, характером питания, жилищно-бытовыми и другими социально-гигиеническими условиями.

Одной из задач гигиены является обоснование гигиенических нормативов фак-торов окружающей среды. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдель-ный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допусти-мый для нормальной жизнедеятельности организма.

Например: установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических примесей в воде (содержание кальция и магния в воде не более 7 моль/л), в воздухе (содержание СО2 в воздухе помещений не более 0,1 γ0) и т.д.

Гигиена включает в себя ряд самостоятельных дисциплин:

- коммунальная гигиена;

- гигиена питания, труда, детей и подростков;

- герогигиена;

- личная гигиена и др.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообраз-ные методы.

1. При изучении окружающей среды применяют метод санитарного обследования, который состоит в обследовании и описании объектов среды (промышленного предприятия, столовой, водоисточника).

2. С целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов окружающей среды применяют метод лабораторных исследований (бактериоло-гическое, химическое, токсикологическое и др.).

3. Метод мониторинга – непрерывное слежение за определёнными параметрами среды с их автоматической регистрацией.

4. Применение клинических методов в процессе медицинских осмотров позволяет выявить в организме изменения в ответ на действия факторов окружающей сре-ды (заболевания лёгких при запылённости помещений, ухудшение зрения при плохой освещённости).

5. Часто применяют лабораторный эксперимент. Искусственно воспроизводят раз-личные условия и изучают сдвиги в реакциях организма (подопытные животные, экспериментаторы-добровольцы).

6. Статистический метод позволяет получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды (измерение роста, окружности груди, силы мышц, массы тела и др.).

Гигиену следует отличать от санитарии – практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Для контроля за выполнением гигиенических нормативов и санитарных правил учреждён Центр сан-эпиднадзора (ЦСЭН). Работники ЦСЭН руководят санитарной и противоэпидемической деятельностью лечебно-профилактических учреждений на обслуживаемой ими территории.

Большое значение в распространении гигиенических знаний (знание о причи-нах болезней и мерах их предупреждения) среди населения имеет санитарное про-свещение, т.е. сан-просвет. работа.

Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в прове-дении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем выле-чить).

Знания о сохранении и укреплении здоровья принесут пользу лишь в том слу-чае, если превратятся в убеждения, а убеждения в привычки.

2. Содержание экологии, её разделы и задачи.

В вопросах изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье чело-века гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, точнее с экологией че-ловека, которая изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Из определений наук “гигиена” и “экология” понятно, что эти науки изучают одни и те же явления, а именно влияние факторов окружающей среды на формиро-вание здоровья населения. Но есть и отличие: экология человека фиксирует харак-тер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоро-вье, а гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положитель-ного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды.

Датой рождения экологии как науки следует считать 1866 год, когда немецкий биолог Эрнест Геккель предложил термин “экология” (дословно – “наука о место-обитании”).

Появление науки экологии совпало с бурным развитием промышленности и го-родов. Совпадение не случайно. Эксплуататорский подход по отношению к природ-ным ресурсам (за относительно короткий срок для истории человечества) сопровож-дался всё более частыми нарушениями экологического равновесия в окружающей среде (производство продуктов питания растёт медленнее, чем прирост населения).

Возрастающее влияние производственной деятельности человека на окружаю-щую среду в наши дни оказывает не только прямое отрицательное действие на че-ловека, но и опосредованно за счёт изменений природной среды (вырубка лесов – разрущение почвы; загрязняющие почву химические вещества губят микроорганиз-мы, земля становится “мёртвой”, ничего не растёт).

Воздействие человека на биосферу приблизилось к критическому и грозит не-обратимыми последствиями для сохранения человечества и планеты Земли в целом.

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образо-вания, т.к. медработник способен через систему гигиенического образования и вос-питания донести экологические знания до широких групп населения. Кроме того, знание основ экологии позволяет осознать, что для сохранения здоровья необходима здоровая среда обитания, что составляет основу экологического мышления.

В современной экологии выделяют 3 раздела:

1. Факториальная экология – изучает совокупность экологических факторов, влияющих на особь и ответные реакции особи на их действие.

2. Популяционная экология – изучает жизнь отдельных популяций, определяет причины их изменений.

Под влиянием различных факторов число особей популяции, её возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Эти изменения могут привести к неблагоприятным последствиям (вспышка чис-ленности насекомых-вредителей – урон сельскому хозяйству).

3. Биогеоценология изучает взаимоотношения внутри экосистемы (лес, водоём, почва).

Пример: сточные воды, содержащие органические вещества, состоят из та-ких биогенных элементов как азот и фосфор. Резкое увеличение этих веществ в воде водоёма вызывает быстрое размножение сине-зелёных и бурых водорослей, фитопланктона, в результате чего повышается потребление кислорода. Сниже-ние содержания кислорода в воде делает её непригодной для жизни. Водоём как экосистема погибает.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»